ЯКУНЧИКОВА Мария Васильевна
М. В. Якунчикова принадлежала к старинной московской купеческой семье. В 1885 г.
будущая художница поступила в МУЖВЗ, но уже в 1889 г. ушла из него из-за болезни. В том
же году Якунчикова уехала во Францию и осталась там до конца своей недолгой жизни,
лишь изредка приезжая в Россию. В Париже она продолжила учебу в частной академии Р.
Жюлиана; с 1894 г. оставила академию, сняла мастерскую и начала работать
самостоятельно, выставляя свои произведения в парижском Салоне.
В 1890-х гг. она создавала картины-настроения, изображающие мир старинных усадеб:
"Окно в Мореве" (1894), "Чехлы", "Из окна старого дома. Введенское" (обе 1897). Ее имя
называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Члены объединения "Мир
искусства" пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале.
Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка. Кроме
живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы,
близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом "The Studio", оказали влияние
на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой.
Привлекало Якунчикову и прикладное искусство. С 1895 г. она исполняла декоративные
панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее
ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала
его образцы. Народные, "неорусские" мотивы звучат в ее панно "Городок" (1896).
Выполненные по эскизам Якунчиковой резная полочка для игрушек и вышитое панно
"Девочка и леший" демонстрировались на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где были
удостоены серебряной медали. Эти последние работы были исполнены в мастерских
Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением.
Скончалась Якунчикова в местечке Сен-Бужери под Женевой от обострившегося
туберкулеза. В Сен-Бужери, у наследников художницы, хранятся многие ее произведения.
|