ЯРОШЕНКО Николай Александрович
Н. А Ярошенко - одна из наиболее типичных и одновременно своеобразных фигур в
передвижничестве. Именно ему после смерти И. Н. Крамского (1887) суждено было стать
идейным руководителем ТПХВ. "Он был большим либералом, интеллигентом-художником и
военным, генералом в отставке, - писал о нем Я. Д. Минченков. - Ярошенко был папашей у
передвижников, и его побаивались".
Ярошенко получил образование военного инженера, но, испытывая непреодолимую
тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу
при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В
круг личных знакомств художника входили выдающиеся представители народнической
интеллигенции - писатели Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин и др. Наболевшие
вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в
творчестве Ярошенко.
Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины "Кочегар"
(1878). Первым среди русских живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего,
показав его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей социальной
силой. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки
кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя.
Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные
социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878; "Старое
и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881; "Курсистка", 1883). В
этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения -
мыслящего, целеустремленного, деятельного.
Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его
моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н.
Крамского, 1876; В. М. Максимова, 1878; И. К. Зайцева, 1886; Н. Н. Ге, 1890; писателей Г. И.
Успенского, 1884; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886; А. Н. Плещеева, 1887; В. Г. Короленко,
1898, и др.). Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник
раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является
"Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). В образе, созданном художником, выступает на
первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть
"не только интересной, но замечательно красивой", а простая русская женщина, со строгим,
чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Она точно вобрала в себя черты
героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене.
Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь"
(1888). С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни
арестантов, узников тюремного вагона. В подобревших лицах этих людей, кормящих через
решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане
заключен основной смысл произведения - показать высокую человечность в людях,
отвергнутых обществом. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко
1880-90-х гг. - "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894).
Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках
искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих. Однако скоропостижная смерть
не дала осуществиться замыслам художника.
|