ЮОН Константин Федорович
Судьба всячески благоволила К. Ф. Юону. Он прожил долгую жизнь. У него был на
редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться
с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции
почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод
было меньше - это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за
женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.
В 1892 г. Юон поступил в МУЖВЗ, где занимался у К. А. Савицкого, Н. А. Касаткина, А.
Е. Архипова, В. А. Серова. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и
раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по
Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников, и
на выставках "Мира искусства" и СРХ (членом которого он был). О нем писали ведущие
критики и искусствоведы его времени -АН. Бенуа, И. Э. Грабарь, П. П. Муратов, потом А М.
Эфрос, Д. Е. Аркин... Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских
художников, о технике живописи, о художественном воспитании. Вскоре после окончания
училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив
великую признательность своих учеников, среди которых были В. И. Мухина,
скульптор-анималист В. А. Ватагин и др.
Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и
театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих
современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.
Как и другие мастера СРХ, Юон усвоил некоторые принципы французских
импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма второй половины XIX
в., то есть не "растворяя" форму предметов в среде. Подобно А. П. Рябушкину и Б. М.
Кустодиеву, он любил русскую старину, ее декоративность и красочность. На его памяти
произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и
обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона.
Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег,
яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры ("Троицкая лавра зимой",
"Весенний солнечный день", обе 1910; "Мартовское солнце", 1915). Большой известностью
пользуется его картина "Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры"
(1921). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на
закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещенные
солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень красив, но и
смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с церковью.
К историческим темам - революции и Отечественной войны - Юон также подходит через
пейзаж, причем, обобщая, стремится быть предельно достоверным ("Перед вступлением в
Кремль. Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года", 1926; "Парад на Красной площади в
Москве 7 ноября 1941 года", 1942).
Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево
под Москвой, где у художника был дом и где он работал с 1908 по 1958 г. ("Конец зимы.
Полдень", 1929; "Русская зима. Лигачево", "Раскрытое окно. Лигачево", оба 1947), и те, что
написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой
Москвы, воспитавшей художника ("Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900
годах", 1946).
|