КАРДОВСКИЙ Дмитрий Николаевич
Талантливый художник и педагог, Д. Н. Кардовский наиболее известен как иллюстратор
произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы.
Ученик П. П. Чистякова и И. Е. Репина в Петербургской АХ( 1892-96), он изначально усвоил
принципы реалистического художественного метода, видел свою задачу не в том, чтобы
слепо копировать природу, а в постижении ее законов и следовании им. Для развития
живописного дарования Кардовского большое значение имели занятия (1896-1900) в
популярной в то время мюнхенской школе А. Ашбе, постепенно эволюционировавшего от
классического академизма к пленэрной живописи. Еще одним источником, заметно
повлиявшим на творчество Кардовского, стала деятельность объединения "Мир искусства" с
его рациональным интеллектуализмом, хорошо выражавшим основную, принципиальную
линию петербургской культуры в противовес эмоционально-стихийной московской.
Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации - рисунки к
"Каштанке" А. П. Чехова (1903), "Невскому проспекту" Н. В. Гоголя (1904), большой цикл
иллюстраций, в том числе цветных, к "Горю от ума" А. С. Грибоедова (1907). Причем, если,
иллюстрируя "Каштанку" и "Горе от ума", Кардовский проявляет талант бытописателя,
мастера по созданию острых и метких типажей, то, обращаясь к "Невскому проспекту", он
трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической условности. Все
это позволяет говорить о влиянии на художника книжной графики "Мира искусства",
создавшего эстетику новой книги, решенной в совокупности всех составляющих ее
элементов как единый организм, как специфическое художественное произведение.
Иллюстрации к "Невскому проспекту" выполнены Кардовским для "Кружка любителей
русских изящных изданий" и отвечают скорее вкусам заказчиков, чем самого художника с
его тягой к предметной конкретности и определенности типажей. Такова природа таланта
художника, позволившая ему органично проявить себя в области театрально-декорационного
искусства. Произошло это в 1920 г., когда Кардовский начал оформлять пьесы Н. В. Гоголя,
А. Н. Островского, И. С. Тургенева для московского Малого театра. Показательно, что его
театральные эскизы по тщательности разработки аксессуаров, костюмов и обстановки
приближаются к самостоятельным, вполне завершенным мизансценам. В равной степени это
относится и к изображениям персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный
портретный типаж, выразительные позу и жест. Поэтому не удивительно, что театральные
эскизы, созданные для постановки "Ревизора" в 1922 г., затем были изданы в виде книжных
иллюстраций. Кроме наиболее удачных рисунков к произведениям Чехова и Гоголя,
Кардовский также обращался к повестям Л. Н. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность",
роману "Война и мир", басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрировал он
и "Петра I" А Н. Толстого, "Соть" Л. М. Леонова, знаменитого "Робинзона Крузо" Д. Дефо и
другие произведения классической литературы.
Умение почувствовать и воспроизвести наиболее характерные особенности
исторической эпохи, вкус к передаче самой атмосферы времени позволили Кардовскому
обратиться к исторической тематике. Здесь, как и в книжной графике, нельзя не заметить
влияния художников "Мира искусства", сказавшегося прежде всего в интересе к личности
Петра I. Так, в начале 1900-х гг. Кардовский выполняет несколько сюжетов в серии школьных
"Картин по русской истории" для московского издательства И. Н. Кнебеля: "Привал в походе
времен Петра I" (1903), "Заседание Сената при Петре I" (1908), "Солдаты Петра I" (1908). Тему
петровской эпохи в русской истории Кардовский не оставлял и позднее. В 1918 г. он написал
картину "Петр I под Переславлем", а в 1927-м - "Петр I на Переславском озере". Художник
создал также целый цикл работ, посвященных А. С. Пушкину и декабристам. Их
стилистическая особенность заключается в своеобразном равновесии живописного и
графического начал: Кардовский лепит форму цветом внутри графического контура.
Не меньшее значение, чем художественное творчество Кардовского, имела для
русской культуры его педагогическая деятельность. Склонность к ней проявилась у
художника еще в период обучения в АХ. Вскоре после возвращения из Мюнхена он
становится ассистентом в мастерской И. Е. Репина, а с 1907 по 1918 г. самостоятельно
руководит мастерской. В 1920-30 гг. Кардовский -профессор Вхутемаса - Вхутеина; в 1933-
34 гг. преподает в ленинградском ИЖСА. Его педагогические принципы сводились к тому, что
"задачи школы" всегда отделялись от "задач искусства". И если в школе будущий художник
должен был крепко усвоить "то, что идет от закона природы", то в дальнейшем, формируя
свой творческий метод, он должен опираться на другой закон, "который на основе природы"
открывает сам, так как "понять этот закон в школе невозможно", - считал Кардовский. Тем
самым он не посягал на выбор учеником собственного пути в искусстве, внимательно
относился к поискам индивидуальности уже в ученических работах. Вот почему с таким
уважением вспоминали о Кардовском его бывшие ученики - Д. А Шмаринов, Б. А Дех-терев,
В. П. Ефанов, Н. Э. Радлов, С. В. Ряпги-на, П. М. Шухмин и многие другие художники,
оставившие заметный след в истории отечественного искусства.
|