КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович
В 1764 г., в одиннадцатилетнем возрасте, сын трубача галерного флота, будущий
выдающийся русский скульптор XVIII в. М. И. Козловский, стал воспитанником АХ. Годы его
учения совпали с периодом становления в европейском искусстве стиля классицизм, одним
из основоположников и наиболее ярких представителей которого в русской пластике он и
явился впоследствии. Окончив АХ в 1773 г. с большой золотой медалью, Козловский в
качестве пенсионера живет в Риме (1774-79), где изучает античное искусство, а также
живопись и пластику Возрождения. Особенно его привлекает творчество Микеланджело
Буонарроти.
Свою пенсионерскую поездку Козловский завершил во Франции, где провел год и где
Марсельская академия искусств присвоила ему звание академика. В 1780 г. он вернулся на
родину.
Главной темой произведений Козловского в начальный период творчества становится
тема гражданской доблести, силы духа и самопожертвования. Герои его рельефов на сюжеты
из истории Древнего Рима (для Мраморного дворца в Петербурге) жертвуют собой во имя
Отечества и общественного блага: "Прощание Регула с гражданами Рима" (1780), "Камилл
избавляет Рим от галлов" (1780-81). Возвышенный и лаконичный строй изображения, четкая
композиция, продуманность и ясность каждой линии и формы - все это великолепно
сочетается с архитектурой здания, которое построено в стиле раннего классицизма. Но
особенно гармоничным стало содружество скульптора с архитектором при выполнении им
гипсовых рельефов для Концертного зала в Екатериненском парке Царского Села. Павильон
был возведен Дж. Кваренги в стиле зрелого классицизма (1783-88). Общей темой всех
рельефов является музыка. Здесь Орфей играет на лире, укрощая диких животных, Аполлон
музицирует перед Цере-рой, здесь и музы с атрибутами искусств. Ритмическая структура
рельефов, их уравновешенная композиция, плавно текущие контуры фигур и величавая
торжественность образов - все способствует созданию музыкальной атмосферы павильона.
В 1784-85 гг. скульптор выполнил из мрамора большую статую императрицы Екатерины
II в образе древнеримской богини мудрости Минервы. Окутанная античным плащом и
увенчанная шлемом (атрибутом богини), императрица одной рукой указывает на лежащие у
ее ног трофеи, символизирующие одержанные победы, а в другой - держит свиток с
начертанными на нем законами, которые изданы ею для "благоденствия своих подданных".
Так Козловский воплощает представление об идеальном монархе - защитнике Отечества и
мудром законодателе.
Столь же сложный аллегорический смысл имеет и другая мраморная статуя,
выполненная Козловским во второй половине 1780-х гг., - "Бдение Александра
Македонского". Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных
идеалов эпохи Просвещения - воспитания твердой воли и стремления к знаниям. Композиция
и общее пластическое решение статуи проникнуты духом "спокойного величия и благородной
простоты", все отличается строгостью и соразмерностью, все построено на плавном
перетекании контуров и форм. Тело юноши охвачено дремотным оцепенением, мускулатура
как бы "притушена" тончайшей пленкой матового покрова мрамора, голова склонилась к руке,
опирающейся на колено... Но спокойствие обманчиво.
Сохранилось много рисунков Козловского, которые в большинстве своем носят
характер подготовительных набросков для будущих произведений скульптуры и связаны с
ней кругом тем и сюжетов (мифологических, библейских и евангельских) и средствами
художественного выражения. Однако ряд его рисунков можно считать самостоятельными,
вполне законченными произведениями графики. Среди них особенно выделяются два
рисунка, полных драматизма и эмоционального накала, - "Смерть Ипполита" и "Тезей
покидает Ариадну" (оба 1792).
1788-90 гг. Козловский снова проводит в Париже, куда едет "для вящего приобретения
познаний в своем художестве" и где получает грандиозный поток впечатлений, вызванный
событиями совершавшейся на его глазах революции. Именно в революционном Париже
зародилась тема следующего крупного произведения - статуи "Поликрат" (1790). Сюжет о
смерти самосского тирана Поликрата, взятый из истории Древней Греции, послужил
скульптору для аллегорического ответа на события современности. Переданные здесь
страстная жажда свободы, чувство страдания и мучительной обреченности отразили
стремление художника сделать искусство более эмоциональным, обогатить его образный
язык.
В 1792 г. Козловский завершил одну из самых своих прекрасных работ - мраморную
статую "Спящий Амур", где создал образ идиллический и гармоничный. Аналогичный по
настроению образ дан и в небольшой мраморной статуе "Психея" (1801) - воплощении
душевной чистоты, мечты о счастливом, ничем не омраченном детстве.
Во второй половине 1790-х гг. Козловского привлекают темы российской истории
(статуи "Князь Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", 1797; "Геркулес на коне",
1799). Стремление создать образ высокого душевного благородства и мужества, по своей
направленности близкий к народным представлениям о герое, наиболее полно реализовано
скульптором в памятнике А. В. Суворову в Петербурге (1799-1801). Бронзовый рыцарь в
латах и пернатом шлеме прикрывает щитом трехгранный жертвенник и порывистым взмахом
заносит шпагу. Голова его гордо вскинута, движения энергичны. Плащ, наброшенный поверх
лат, ниспадает складками. Таков символический образ, в иносказательной форме
прославляющий Россию и ее великого полководца.
В самом конце XVIII в. лучшие русские ваятели были привлечены к работе над
обновлением скульптуры Большого каскада в Петергофе. Роль Козловского особенно
значительна: созданная им группа "Самсон, раздирающий пасть льва" занимает центральное
место в идейном замысле и композиции этого ансамбля. Еще в петровское время получила
распространение в искусстве аллегория, согласно которой библейский Самсон
(отождествляющийся со святым Сампсонием, в день празднования памяти которого, 27 июня
1709 г., была одержана победа над шведами под Полтавой) олицетворял победившую
Россию, а лев (герб Швеции) - побежденного Карла XII. Козловский использовал эту
аллегорию, создав грандиозное произведение, где в единоборстве могучего титана со зверем
раскрывается тема морского могущества России. (В годы Великой Отечественной войны
статуя была похищена фашистами. В 1947 г. скульптор В. Л. Симонов, при участии Н. В.
Михайлова, выполнил по ее образцу новую модель, возвратив таким образом утраченный
памятник новым поколениям зрителей.)
С 1794 г. Козловский становится профессором скульптурного класса АХ. Среди его
учеников - знаменитые в будущем ваятели С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский.
Козловский умер внезапно, в расцвете своего таланта.
|