КОРИН Павел Дмитриевич
Л Д. Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском
искусстве XX в. Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев.
Жизненная стезя была предопределена. Однако талант требовал развития. Корин
перебирается в Москву, в 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над
росписью церкви Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым, понимавшим
искусство как духовный подвиг, а также другая "встреча" - с творчеством А. А. Иванова,
преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь
служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций
русской живописи.
В 1916 г. Корин заканчивает МУЖВЗ, но, неудовлетворенный своими первыми
самостоятельными работами, осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к
намеченной цели. В 1918-25 гг., в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно
несет добровольное послушание: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден,
что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко сужают возможности
художника, не дают ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не
вверх, а вниз.
В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов, обретает свою тему. В апреле этого года
умирает патриарх Тихон. В Москву на его похороны собирается вся православная Россия.
Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный русский человек, Павел Корин
осознает себя художником этой России, казалось бы обреченной, но продолжающеи жить,
уверенной в своей духовной правоте. Он задумывает изобразить крестный ход во время
похорон патриарха.
Вскоре началась работа над подготовительными этюдами к картине, которую Корин
назвал "Реквием". Одновременно художник создает первую крупную работу - панорамный
пейзаж "Моя родина" (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно прикасается к родной
земле, набираясь сил для воплощения грандиозного замысла. Он вновь словно клянется в
верности великой национальной традиции, своим постоянным учителям - А. А. Иванову и М.
В. Нестерову.
Работа над этюдами к большой картине заняла десять лет. Последний портрет -
митрополита Сергия, будущего патриарха - написан в 1937 г. Исполненные с редкой для
искусства XX в. пластической мощью этюды вместе составляют уникальную портретную
серию. Православная Русь - от нищего до высших церковных иерархов - предстает перед
зрителем. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но
при этом каждый обладает индивидуальным характером.
В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина
получила новое название - "Русь уходящая", что исказило первоначальный замысел, но и
"прикрыло" художника от возможных нападок. Благодаря Горькому, братья Павел и
Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров, Павел
Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это время окончательно
складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и
обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением
отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием
лессировок (Корин - блестящий знаток техники живописи).
После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он
фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный
холст так и остался нетронутым. Эскиз (1935-37) показывает, что "Русь уходящая" могла
стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным
мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре - три
патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними
митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной
жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх
кадило жестом, означающим начало литургии: "Благослови кадило, Владыка!" - но
обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь,
"уходящая" в вечность.
По сути, те же качества духовного подвижничества подчеркивает Корин в портретах
деятелей культуры и науки, заказ на которые художник получает в 1939 г. Среди
портретируемых - М. В. Нестеров, А. Н. Толстой, актеры В. И. Качалов, Л. М. Леонидов,
пианист К. Н. Игумнов; после войны к ним добавились портреты М. С. Сарьяна, С. Т.
Конёнкова, Кукрыниксов, итальянского живописца Р. Гуттузо. При всем мастерстве и силе
этих произведений, в самой их живописи есть ощущение трагического надрыва, живопись
как бы замыкается и кристаллизуется, уходит непосредственность, картины словно закованы
в броню гладких, плотных мазков. Это естественно. И сам Корин чувствует себя воином,
постоянно отражающим натиск враждебных сил.
В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме,
работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников не просто
родной земли, но духовных идеалов России - привлекают Корина. Таков Александр Невский -
центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), - в котором живут черты и
святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.
Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель
произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому
человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров
Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России.
Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, -
Корину не удалось.
|