ЛАКТИОНОВ Александр Иванович
А. И. Лактионов учился в Ростовской художественной школе (1926-29), в АХ (1932-38),
где был любимым учеником И. И. Бродского, затем там же в аспирантуре (1938- 44). Картина
"Письмо с фронта" (1947), по лучившая Сталинскую премию, сделала его имя широко
известным. В пей определились характерные черты его творчества: традиционность,
приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная
детализация. Живопись Лактионова постоянно вызывала споры. Упреки, брошенные
художнику С. В. Герасимовым еще по поводу его дипломной работы, где "все вещи живут
обособленно" и "тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света", не раз и
не без оснований повторялись по адресу его зрелых произведений, в которых столь же резко
выступало упрямое нежелание автора как-либо подчинять многочисленные подробности
цельности общего впечатления и колористически объединять пестрящую окраску предметов.
Однако и в пристрастии Лактионова к будничному, нередко грубому типажу, к подчеркнутой
конкретности и иллюзорной светотеневой объемности изображения звучала определенная
художественная программа, верность своему, пусть очень внешнему, пониманию
правдивости искусства и собственному, очень жесткому и предметному, зрению. Эти
качества и возбуждали споры вокруг больших картин художника: "Вновь я посетил" (1949) -
изображение Пушкина в Михайловском, "В новую квартиру" (1952), "Обеспеченная старость"
(1954-60). Такие же качества присущи и его многочисленным портретам, которым, при
уверенно схваченном сходстве, недостает внутренней насыщенности образа (портреты
художника И. И. Бродского, 1939-40; актеров МХАТа О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качалова,
Н. П. Хмелева, все 1940; академика И. П. Бардина, 1952; космонавта В. М. Комарова, 1967, и
др.). В результате у "натурализма" Лактионова всегда хватало и просвещенных отрицателей,
и простодушных поклонников.
|