ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич
Семейная традиция (отец - скульптор Е. А. Лансере, дядя - А. Н. Бенуа)
предопределила художественное поприще Е. Е. Лансере. Получив образование
(Рисовальная школа при ОПХ, 1892-96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99), он,
так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения
"Мир искусства" и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную
программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга
ностальгическим ретроспективизмом. Его работы в журналах ("Мир искусства", "Золотое
руно", "Аполлон"), в книжной графике ("Венок Врангелю", "Царская охота на Руси", обе 1902;
"Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны", 1910) и в сценографии
(спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы "нового стиля"; однако в
исторических стилизациях ("Петербург. У старого Никольского рынка", 1901; "Петербург
начала XVIII века", 1906; "Ботик Петра I", 1906; "Корабли времен Петра I", 1911) нет печали об
ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование
архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.
Сатирические рисунки в журналах "Зритель", "Жупел" и "Адская почта" (после закрытия
"Жупела" Лансере взял на себя издание "Адской почты"), а также участие в создании
"Календаря русской революции" (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько
выделяют художника из "мирискуснического" круга: сатира Лансере слишком конкретна, а
политическая ориентированность очевидна.
Лучшая предреволюционная работа Лансере - иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л. Н.
Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) - как бы знаменует непрерывность его
творческой биографии: несмотря на "мирискусническое" понимание книжного ансамбля и
изысканную графичность "петербургских" разворотов, общий декоративно-живописный строй
иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским "Казакам" (1917-36). Кавказская тема
сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он
провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее
этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические
экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.
С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный
отчасти с театром ("Горе от ума" в Малом те атре, 1938), но более всего с монументальной
живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы "Москва", зала Большого
театра). Главный мотив росписей - праздничное ликование народов молодой строящейся
страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность
мироощущения художника нашли выход в этой сфере. Характерно, что, работая над
плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных
дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз Европы и Азии изображался
аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась
конкретными сценами дружбы народов.
Одна из последних работ Лансере - серия гуашей "Трофеи русского оружия" (1942)
Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную
для художника тему исторической преемственности.
|