ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич
В пародийно-игровом автопортрете (1913) А. В. Лентулов изобразил себя балаганным
богатырем, что в главном соответствовало его характеру и жизненной роли. Будучи одним из
инициаторов объединения "Бубновый валет" (1910), он представлял в нем самый "наивный" и
"национальный" фланг. И одновременно был наиболее последовательным кубофутуристом.
Лентулов отличался "левизной" еще в пору ученичества в студии Д. Н. Кардовского (до
этого он учился в Пензенском и Киевском художественных училищах; 1898- 1905) - уже тогда
он выставлял работы на авангардных выставках "Стефанос" (1907) и "Венок" (1908). Позже, в
"бубнововалет-ский" период, "левая" направленность обрела системные очертания: в Париже
(1911), работая в студии А. Ле Фоконье, художник познакомился с теоретиками кубизма А.
Гле-зом и Ж. Метсенже, и декларируемый ими метод легко наложился на его природное
пристрастие к открытым, чуть лубочным цветам, к большому формату холстов и вообще к
живописному "шуму". Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся,
звучно окрашенных плоскостей - пространство тяготеет к плоскости, а плоскость
декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками; город в московских
пейзажах ("Василий Блаженный", 1913; "Звон", 1915; "У Иверской", "Москва", оба 1916)
выглядит нерукотворно-цветущим "архитектурным чудом".
С начала 1920-х гг. Лентулов переходит от огромных картин-панно к произведениям
менее масштабным и более натурным. Став председателем Общества московских
художников (объединившего в 1928 г. большинство "валетов"), он переходит к тональной
живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; создает пейзажи,
портреты, натюрморты, пронизанные ощущением полноты бытия ("Закат на Волге", 1928;
"Солнце над крышами. Восход", 1928; "Овощи", 1933, и др.). Его творческая активность
реализуется главным образом в работе в театре, вообще соответствовавшей
бравурно-оптимистическому складу характера художника. Особенно продуктивным было его
соавторство с режиссерами А. Я. Таировым, Ф. Ф. Комиссаржевским и В. И.
Немировичем-Данченко. Наиболее известно из его театральных работ оформление спектакля
"Испанский священник" (1934, пьеса Ф. Бомонта и Дж. Флетчера) на сцене МХАТа 2-го.
Занимался Лентулов и педагогической деятельностью - преподавал во Вхутемасе (с
1920 г.), в МГХИ (1937-43).
|