МАВРИНА (Маврина -Лебедева) Татьяна Алексеевна
Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной начинался в 1920-х
гг., полных новаторских поисков в искусстве. Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29).
Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках
группы "13", где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти
легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и
формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в
книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором
("Судьба Шарля Лонсевиля" К. Г. Паустовского, 1933, и др.). Стремление к узору,
красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства.
Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно
раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора.
Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом
"Пути-дороги", где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России -
Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и
других городов. Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем
отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит
сквозь призму сказочного восприятия.
И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка. Много раз
иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки.
И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее
плоскостный рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери.
Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти.
В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная
азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных
подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой
маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и
сердечности, как и все искусство художницы.
|