МАКОВСКИЙ Владимир Егорович
В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из
основателей МУЖВ - МУЖВЗ - Е И. Ма-ковского. С детства мальчика (и его брата,
впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная
атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их
споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому
очень рано ощутил свое призвание. Первые уроки живописи Маковский брал у В. А.
Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий
квас" (1861).
В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую
профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К.
За-рянко. После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где
успешно учился. В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей
(Ночное)", во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую
медаль и звание художника 1-й степени.
В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена
его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно
разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. Внимание к деталям
(тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене, шелковая ряса священника и
шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П.
А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.
Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом
произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.:
"Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они
были небольшого размера, написаны ^гладкой живописной манере.
Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В
них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости,
об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В
передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник
показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.
В 1879 г. Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием
изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов.
Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое,
по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло современную жизнь".
На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами
народников, - "Узник" и "Оправданная" (обе 1882). К той же тематической серии можно
отнести и картину "Вечеринка" (1875-97), живо передававшую атмосферу собраний и споров,
столь привычных в те годы среди молодежи и студентов.
Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической
повседневности, - это "Крах банка" (1881). Маковский показал чувства и переживания людей,
вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной
старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец,
самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций,
изображены художником психологически ярко и точно.
Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина "Свидание" (1883),
перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа "Ванька". Художник запечатлел свидание
матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость и горечь вызывает
образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое
понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.
Тем же щемящим чувством отмечена и картина "На бульваре" (1886-87), вновь
затрагивающая темы города и деревни. Размышление о женской доле вызывает сцена на
скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой
играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на
руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением,
холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся
фонарь, большой незнакомый ей город - все вторит настроению этого безрадостного
свидания. Блеклые краски пейзажа в сочетании с яркими пятнами одежды мастерового и его
жены, с пестротой лоскутного одеяла младенца вносят мягкий колористический аккорд,
усиливающий главную тему картины.
Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - "Объяснение"
(1889-91), с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты
решительного объяснения. Комната, залитая солнечным светом, белый китель студента,
белый кафель печки, его отблеск на крышке рояля - все пронизано свежестью и чистотой
первого чувства.
Признанный педагог, Маковский долго преподавал в МУЖВЗ, заняв в 1882 г. место
ушедшего из жизни В. Г. Перова. Однако в 1894 г. художник покинул родную Москву и
отправился в Петербург, где тогда в АХ проходила реформа преподавания. Ему было
предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в
академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу.
В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин,
изображающих народные типы - грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются
с литературными образами рассказов молодого М. Горького).
В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая
П в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей
потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое
время была запрещена цензурой. Революционная ситуация в России нашла отражение и в
произведениях "Допрос революционерки" (1904) и "Девятое января 1905 года на
Васильевском острове" (1905). Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в
этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают
оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.
|