МАКОВСКИЙ Константин Егорович
К. Е. Маковский родился в семье художника, одного из основателей МУЖВЗ. С
детства, вместе с братом, будущим художником В. Е. Маковским, был окружен творческой
атмосферой: в доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища.
Однако Маковский избрал самостоятельный путь. В 1858 г., оставив Москву и родной дом, он
отправился в Петербург, где поступил в АХ.
В 1863 г., будучи уже выпускником, Маковский примкнул к числу участников "бунта
четырнадцати", выступивших против консервативной системы преподавания. В результате в
составе группы "бунтовщиков" он покинул стены АХ, так и не выйдя на дипломную
программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели
художников, возглавляемой И. Н. Крамским.
Произведения Маковского, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой тенденцией.
Особенной известностью пользовалась его картина "Народное гулянье во время масленицы
на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869) - подлинная галерея колостям, эти полотна
отличаются поэтичностью, трогательностью образов.
В 1877 г. Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину
"Болгарские мученицы".
Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно
начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью изображения
эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной содержания. Такова
созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина "Возвращение священного
ковра из Мекки в Каир" (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном
городе. Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита
лишь усиливают внешнее впечатление, заслоняя собой правду жизни.
Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали
духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве
1880-90-х гг. "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд"
(1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения:
художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового
окружения.
Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. Его мастерская на
Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные
идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще
передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить
портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не
вникая в психологические характеристики моделей. По выражению И. Н. Крамского, в этих
портретах "цвета подобраны, как букет". Таковы известные портреты жены художника (1881),
графини В. С. Зубовой (1877) и др. Исключение составляют "Портрет оперного певца О. А.
Петрова" (1871), "Портрет старухи в чепце" (1874) и, наконец, портрет-картина "Алсксеич"
(1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения
красноречиво говорят о том, какой крупный талант был заложен в Маковском.
|