МАНИЗЕР Матвей Генрихович
Сын художника академического направления, М. Г. Манизер воспринял и продолжил
семейную традицию. Искусству он учился в школе при ЦУТР (1908-09), у В. Е. Савинского,
затем в Рисовальной школе при ОПХ (1909-11) и, наконец, в АХ (1911-16), у Г. Р. Залемана и
В. А. Беклемишева. Отточенный, но холодный академизм его учебных композиций на
традиционные античные темы наложил печать и на зрелое творчество скульптора. А новую
тематику ему дала революция. В Москве на стене Петровского пассажа сохранился большой
рельеф с изображением обнаженного атлета с маховым колесом - аллегория освобожденного
труда "Рабочий" (1920). Но главным образом его творческий путь будет отмечен проектами
памятников, многие из которых осуществлены в разных городах страны. Более чем в десяти
памятниках Ленину Манизер создал как бы официальный эталон образа вождя революции.
Три памятника посвящены Тарасу Шевченко: в Харькове (1935), окруженный целым
хороводом фигур, иллюстрирующих историю Украины, в Киеве и Каневе (оба 1939).
Суховатая академично сть характерна для большинства работ скульптора-памятников В.
Володарскому (1925) и "Жертвам 9 января 1905 года" (1925-31) в Ленинграде, В. И. Чапаеву
(1932) и В. В. Куйбышеву (1938) в Самаре, И. П. Павлову (1949) в Рязани и др.
Большие монументальные работы Манизер осуществил для Московского
метрополитена. Наиболее известна станция "Площадь Революции" (1939), где в низких углах
арочных проходов размещены сухо вылепленные большие фигуры с атрибутами различных
родов деятельности - пограничник с собакой, птичница с курицей, молодой рабочий с
шестеренкой и т. д.
Многие годы, начиная с 1921 г., Манизер занимался преподавательской работой в
художественных институтах Петрограда-Ленинграда и Москвы. В 1966 г. он стал
вице-президентом АХ СССР.
|