МАРТОС Иван Петрович
Эволюция творчества И.П. Мартоса последовательно отражает все этапы развития
классицизма, начиная с раннего, кончая поздним и возникновением новых тенденций,
близких романтизму.
Мартос учился в АХ (1764-73) у Н.-Ф. Жилле, стажировался в Риме (1773- 79), изучал
технику рубки в мраморе у итальянского скульптора К. Альбачини. Первое из известных
произведений Мартоса - бюст дипломата графа Н. И. Панина (1780) -исполнено в традициях
древнеримского портрета, что не характерно для раннего периода творчества скульптора. Его
лучшие произведения тех лет проникнуты светлым ощущением гармонии мира,
свойственным греческой скульптуре. Мартос создал целое направление в русской
мемориальной пластике конца XVIII в., отличающееся глубиной интимных переживаний.
Лирический талант Мартоса наиболее полно раскрылся в надгробиях С. С. Волконской, М. П:
Собакиной (оба 1782), Е. С. Куракиной (1792), выполненных в традициях раннего
классицизма. Тонкая одухотворенность, чувство просветленной скорби придают особую
нежность печально склоненным фигурам плакальщиц. Сложные многофигурные композиции
объединены соразмерностью пропорций и живой, естественной согласованностью ритмов.
В начале XIX в. в творчестве Мартоса все отчетливее проявляются черты строгого
классицизма с его монументальностью форм, замкнутостью композиции, лаконичной
выразительностью силуэта, особой величавостью образов, призванных воплотить античные
идеалы мужества, разума, совершенства. В надгробии Е. И. Гагариной (1803) скульптор
впервые обращается к изображению самой умершей, прославляя ее благородство и красоту,
уподобляя ее античной богине.
Наиболее многогранно его талант монументалиста раскрылся в работах для Казанского
собора, возведенного архитектором А. Н. Воронихиным (1801-11). Мартос исполнил статую
Иоанна Крестителя, стоящую в нише центрального портика, грандиозный 15-метровый фриз
"Истечение Моисеем воды из камня", небольшие барельефы над окнами и 5-метровую
коленопреклоненную фигуру архангела Гавриила для фасада (не сохранилась). Эти
произведения - блестящий пример русского классицизма начала XIX в. В спокойных,
уравновешенных композициях скульптор достигает редкой стройности классических
пропорций, целостности и значительности замысла.
Чрезвычайным событием в русском искусстве было открытие в 1818 г. в Москве на
Красной площади памятника Минину и Пожарскому. Над его созданием Мартос трудился
более десяти лет. Скульптору удалось с убедительной силой передать патриотический
подъем русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812 г.
Сохраняя условность образов, Мартос смог привнести в них национальное своеобразие.
Скульптурная группа обладает композиционной цельностью. Традиционно классическому
жесту Минина, протягивающего меч Пожарскому, скульптор придал глубокий смысл: это
призыв следовать велению долга, встать на защиту Отечества. На постаменте памятника -
барельефы, посвященные героическому подвигу русского ополчения. Высоким гражданским
пафосом, грандиозностью замысла памятник Мартоса знаменовал этап расцвета русского
классицизма.
В своих работах 1820-х гг. Мартос предвосхищает романтические тенденции
скульптуры последующего десятилетия. Он создает памятники, которые во многом
определяют образный строй городов: герцогу Э. Ришелье в Одессе (1923-28), Александру I в
Таганроге (1828-31, не сохранился), Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне (1830-е). Один
из лучших - памятник М. В. Ломоносову в Архангельске (1826-29). Мартос сыграл
определяющую роль в формировании творчества многих русских скульпторов XIX столетия.
Он более пятидесяти лет преподавал в АХ (1779-1835), с 1814 г. был ее ректором.
|