МАТВЕЕВ Андрей (Матвеевич?)
Судьба А. Матвеева чудесна и трагична одновременно, как судьба многих людей
петровского времени. Талантливый мальчик недворянского происхождения (даже отчество
Матвеева точно не известно) замечен Петром I (о чем сохранились сведения самые
легендарные) и в 1716 г. отправлен им учиться за границу. Одиннадцать лет проводит
Матвеев в Голландии и Фландрии. Первым из русских живописцев он получает полноценное
и исключительно западноевропейское художественное образование. Вернувшись в Россию
уже после смерти своих царственных покровителей - Петра I и Екатерины, - Матвеев,
благодаря мастерству и таланту, занимает ведущее положение среди русских художников,
становится первым не иностранцем, возглавившим "живописную команду" Канцелярии от
строений в Петербурге (в ее ведении находились практически все сколь-либо значимые
живописные работы), сотрудничает с ведущими архитекторами - Д. Трезини и М. Г.
Земцовым. И... буквально раздавленный грузом бесчисленных заказов, дел и забот,
зачастую совершенно недостойных его таланта , умирает, не дожив до сорока лет.
Печально характерна для той эпохи и судьба художественного наследия Матвеева:
многое утрачено, многое дошло до нас в очень плохом состоянии. В историю русского
искусства Матвеев (при жизни славившийся прежде всего как мастер
монументально-декоративных работ) вошел как автор нескольких прекрасных портретов,
написанных по всем правилам западноевропейских канонов и вместе с тем очень
реалистичных. Само противоречивое время предстает перед нами в персонажах этих
произведений. И на всем отпечаток чрезвычайно привлекательной личности художника -
человека умного, очень мягкого и доброжелательного.
В 1728 г. написан портрет А. П. Голицыной, при Петре I "князь-игуменьи"
"всесвятейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы" и шутихи при
Екатерине I, "бабы пьяной и глупой". Обида и недоумение навсегда застыли на лице этой
пожилой и несчастной женщины, живой игрушки в грубых забавах двора. Совсем иной тип
человека, внутренне близкий художнику, запечатлен на портрете И. А. Ацаретти (1728-32?),
итальянского врача, для которого Россия стала второй родиной. Умное, доброе, исполненное
истинного достоинства лицо. Легкая, свободная и изысканная живопись.
В 1729 г. Матвеев женился, и этому событию русское искусство обязано появлением
уникального для XVIII в. произведения - "Автопортрета с женой". Воспоминания о подобных
портретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. Это первый в русском
искусстве парный портрет и автопортрет. Впервые русский художник решается привлечь
внимание к своей персоне и столь открыто заявить о своих чувствах. Впервые предметом
изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами. Наивно-трогательная
гордость за себя, свою юную супругу, за свое искусство, за саму возможность так писать
пронизывает это творение художника. В Петровской эпохе было немало- дурного и
страшного, этот портрет - символ всего доброго, что она принесла с собой.
Сегодня Матвееву со значительным основанием приписывают ряд крупных работ:
плафон Сенатского (ныне Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий, религиозные
композиции "Моление о чаше", "Сретение", "Благовещение", "Рождество Христово" и
некоторые др. Художник свободно владел принципами создания композиций в барочном
духе. В его картинах нет виртуозной легкости и блеска ведущих западноевропейских
мастеров, но есть теплота, сдержанность и серьезность, столь характерные для всего
русского искусства XVIII столетия. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей,
Матвеев остался глубоко русским художником. Его искусство, его педагогическая
деятельность, которой он отдавал много сил и времени, заложили основы новой русской
художественной школы.
|