МАТВЕЕВ Федор Михайлович
Мастер классицистического пейзажа, один из одаренных и ценимых питомцев АХ. Был
послан для совершенствования в Италию и... на родину больше не вернулся. Не захотел? Не
смог? Вероятно, и то и другое.
Ф. М. Матвеев был сыном солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В шестилетнем
возрасте его определили в Воспитательное училище при Петербургской АХ. Заканчивал он
обучение в пейзажном классе Сем. Ф. Щедрина. В 1778 г. получил большую золотую медаль
и через год отправился пенсионером в Рим. Там он быстро усвоил принципы входящего в
силу классицизма и стал последовательным классицистом.
Каковы эти принципы в пейзажной живописи? Изображая конкретный вид, выбрать
наиболее величественное и достойное. При этом увидеть в изображаемом его идеальный
прообраз. Есть и образец - искусство античности, которое во времена Матвеева вызывало
необычайный интерес, доходящий до всеобщего восторга. Требование "благородной
простоты и спокойного величия" (И. И. Винкельман) предполагало в живописи гармонию и
ясность: симметричную, уравновешенную композицию с обязательным делением па три
плана и боковыми "кулисами", скульптурное понимание формы, локальный цвет (то есть
собственный цвет предмета без учета его изменения под воздействием света и воздуха).
Лучшие произведения Матвеева - "Вид в окрестностях Неаполя" (1806), "Вид на
Лаго-Маджоре" (1808), "Вид Рима. Колизей" (1816), "Вид Больсенского озера в Италии" (1819)
и др. Эти пейзажи имеют редкое достоинство: при всей своей идеальности они не
превращаются в схему, здесь есть живое чувство. По свидетельству современников,
Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. В то
же время его реальность - преображенная, возвышенная, даже героическая. Писал он и
сочиненные пейзажи.
В Италии Матвеев прожил сорок семь лет. Сначала ему мешало вернуться в Россию
чувство свободы творчества, которого на родине не было. Потом мешали постоянно
растущие долги. Он приобрел известность и уважение, ему покровительствовали
образованные русские вельможи. Однако платили за работу мало. Несколько раз Матвеев
обращается в АХ с просьбой помочь оплатить долги и прислать денег на дорогу домой,
отправляет туда свои картины. Однако АХ оказалась слишком бережливой. Только в 1819 г.
ему назначили пенсию 500 талеров в год.
Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте. Молодой Сильвестр Щедрин посещал
мастерскую Матвеева в Риме и находил его одним из лучших современных пейзажистов,
отмечал профессиональное мастерство и легкость исполнения, точность в передаче натуры
(вплоть до формы листьев разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и
неподражаемое умение писать дальние планы.
|