МАТЭ Василий Васильевич
Творчество В. В. Матэ знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в
развитии русской репродукционной гравюры. Любимый и самый талантливый ученик Л. А.
Серякова, которому тот завещал свои инструменты, Матэ работал в гравюре на дереве и в
офорте.
Художественное образование он получил сначала в Рисовальной школе при ОПХ
(1870-75), а затем в гравировальном классе Петербургской АХ (1875-80), руководимом Ф. И.
Иорданом. В качестве пенсионера АХ с 1880 по 1884 г. Матэ совершенствовал свое
мастерство в Париже у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.
За свою жизнь Матэ выполнил огромное количество репродукционных листов. Только в
офорте их 278, причем 225 из них - портреты. Но наибольших успехов он достиг в области
черно-белой ксилографии, виртуозно имитируя живописные и графические оригиналы.
"Особенным успехом пользовались его факсимиле карандашных рисунков, технику которых
он передавал изумительно, имитируя до иллюзии не только штрих, но и притирки пальцем и
растушевкой, характер свинцового карандаша, итальянского или сангины", - писал о
художнике И. Э. Грабарь. Сам же Матэ относился к работе гравера творчески и не сводил ее
лишь к повторению оригинала. "Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира
образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки". И еще:
"Гравер переносит в гравюрную копию свою индивидуальность, которая всегда, сочетаясь с
вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой
прелести, какую оценит и сам автор картины".
Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала
конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в
России в 1890-е гг. Лучшие ксилографии Матэ датированы второй половиной 1880-х -
началом 1890-х гг. Это такие шедевры, как воспроизведение "Боярыни Морозовой" (ок. 1887)
В. И. Сурикова по фотографии, присланной Матэ самим живописцем, а также несколько
листов с эскизов картины И. Е. Репина "Запорожцы". Особенно хороша голова "Смеющегося
запорожца" (1892), не вошедшая в окончательный вариант репинской картины.
С 1899 г. Матэ переходит с ксилографии на технику офорта, которая, по его мнению,
давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала. Лучшими его
работами в этой области справедливо считаются портреты. Причем по глубине трактовки
образов и виртуозному исполнению выделяются изображения М. П. Беляева и П. М.
Третьякова (1894, с известного портрета И. Е. Репина).
Важное значение имела для развития гравюры в России и преподавательская
деятельность Матэ в ЦУТР (1884-1909), в качестве профессора гравюры в АХ (1894- 1917),
наконец, в Рисовальной школе при ОПХ (с 1911), где начинал он сам. Учениками Матэ были
такие впоследствии знаменитые граверы, как А. П. Остроумова-Лебедева, И. Н. Павлов, П. А.
Шиллинговский и др. Кроме того, разным граверным техникам Матэ обучал И. Е. Репина, В.
А.Серова, И. И. Левитана, Б. М. Кустодиева, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, К Ф.
Юона.
|