МИЛАШЕВСКИЙ Владимир Алексеевич
Юные годы В. А. Милашевского прошли в Саратове, где находился лучший в России
провинциальный художественный музей, где начинали свой творческий путь поэт М. А.
Кузмин, живописец В. Э. Борисов-Мусатов - кумиры молодежи тех лет. Нс удивительно, что
Милашевский с детства "заболел" искусством. В Харькове, куда переехала семья
Милашевских, он посещал частную студию А. И. Грота. В 1913 г. поступил на архитектурное
отделение Петербургской АХ. Однако более всего, по выражению самого художника, его
"учил воздух эпохи". Вскоре он оставил АХ и начал заниматься в Новой художественной
мастерской, где его товарищами по учебе были Г. С. Верейский и Б. Д. Григорьев, а
преподавателями - М. В. Добужинский и А. Е. Яковлев. Огромное влияние на молодых
художников оказывали мастера "Мира искусства". Блестящие литературные портреты
деятелей русской культуры того времени, яркая картина художественной жизни 1910-20-х гг.
запечатлены Милашевским в книге воспоминаний "Вчера, позавчера". Большое место в ней
занимает петроградский Дом ис кусств - прибежище в ту трудную пору многих литераторов и
художников.
Порвав с академическими традициями, Милашевский начал самостоятельный
творческий путь. Любимым видом искусства для него отныне стала графика. Портреты,
пейзажи, бытовые сцены, исполненные художником в 1920-30-х гг. в Петрограде, на
Псковщине, в Москве и других городах и областях России, отличаются меткостью
характеристик, остротой деталей, тем, что называют "чувством времени". В этом большую
роль сыграл разработанный Милашев-ским "метод темпа". Он означал мгновенно
выполненный, порой даже не пером, а спичкой, динамичный и эмоциональный рисунок.
В 1924 г. Милашевский переехал из Ленинграда в Москву. Здесь он стал одним из
организаторов и идейных вдохновителей группы молодых художников "Тринадцать".
Интерес к графике привел Милашевского в книжную иллюстрацию. Именно к этой
области относятся самые известные его работы. Он иллюстрировал как классиков русской
литературы - А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Ф. М. Достоевского, так и произведения
зарубежных авторов - О. Бальзака, Э.-Т.-А. Гофмана, Г. Флобера. Он много сотрудничал с
издательством "Academia". К числу лучших работ Милашевского относятся рисунки к
"Посмертным запискам Пиквикского клуба" Ч. Диккенса, созданные в 1933 г. по заказу этого
издательства. Они прекрасно передают "английский дух" и точно соответствуют
диккенсовской эпохе.
В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к
пушкинским сказкам, и с этого началось многолетнее увлечение художника "сказочной"
иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к "Коньку-Горбунку" П. П. Ершова.
Иллюстрировать сказки Мила-шевский продолжал до конца своей жизни.
|