МИТУРИЧ Петр Васильевич
График и живописец, учился в Киевском художественном училище (1906-09) и в
Петербургской АХ (1909-15), у Н. С. Самокиша. П. В. Митурич вступил на самостоятельный
творческий путь в тесном кругу молодых петербургских художников, объединенных поисками
более живого и острого художественного языка, но не отвергавших при этом традиционных
основ изобразительности. В живописном портрете композитора А. С. Лурье, написанном
Митуричем в 1915 г., обобщенные пятна цвета не совпадают со смело брошенными поверх
них резкими контурами лица и фигуры, что создает ощущение подвижности и энергии.
Быстрый, по-детски упрощенный рисунок одухотворяет книжку для детей "Сказ грамотным
детям" (1919) и нотный сборник А. С. Лурье "Рояль в детской" (1920).
Однако главное место в творчестве Митурича заняли его многочисленные рисунки
тушью, карандашом или углем. Набросанные с натуры скромные пейзажи с остро
выявленными ритмами деревьев, домов, заборов создают ощущение необычайно
пристального вглядывания художника в пространство (циклы пейзажей, изображающих
окрестности деревни Санталово, 1922; Хвалынска, 1926-29). В портретах Митурича
непринужденно-спокойные позы людей удивительно сочетаются с ощущением их
напряженной внутренней жизни ("Портрет Веры Хлебниковой", 1924; "Портрет скрипача", 1925,
и др.). Особой драматической пристальностью отличаются два рисунка, запечатлевшие В. В.
Хлебникова, скончавшегося на глазах Митурича (1922). Дружба с ним, восхищение его
творчеством породили циклы работ Митурича, в которых он пытался графически выразить дух
новаторской поэзии Хлебникова, объединить тексты стихов с ритмически им родственной
графикой - узорами ветвей или просто пересекающихся линий, с движением рукописных
строк.
В 1922 г. художник переехал в Москву. Его позднейшие рисунки сближаются с
конкретной натурой, в меньшей степени подчиняют ее концентрированной остроте
впечатления. Но они сохраняют артистизм смелого штриха, с безукоризненной точностью
лепящего пространство и форму; в них все та же свежесть восприятия и живая полнота
творческого общения с натурой (серии пейзажей Кисловодска, 1933; Судака, 1937 и 1939;
Хосты, 1955; портреты художников-современников).
|