НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич
Биография М. В. Нестерова известна по его мемуарам. Проживший восемьдесят лет
художник для многих поколений воплощал живую связь эпох. Он учился в МУЖВЗ у В. Г.
Перова, А. К. Саврасова и И. М. Прянишникова (1877-81, 1884-86), в Петербургской АХ у П.
П. Чистякова (1881-84), входил в ТПХВ (как экспонент - с 1889 г., в качестве члена - с 1896 по
1901 г.) и был одним из членов-учредителей СРХ (1903). Поздний же этан его творчества
приходится уже на 1930-е гг.
В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре
("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом ("Избрание Михаила Федоровича на
царство", "До государя челобитчики", обе 1886). Но к концу XIX столетия художник переходит
к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота
православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла ("Пустынник",
1888; "Видение отроку Варфоломею", 1889-90; "Подблаговест", 1895, и др.) окрашены
созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в
панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия
состоянием. Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный
образ "Рождество Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма
Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96; церкви Александра Невского
в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904; фрески М арфо-Мариинской обители в Москве,
1907-11). И даже портр еты его часто связаны с тем же православноцерковным кругом
("Философы", "Архиепископ", оба 1917).
С москвичами из СРХ Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная
пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Одна
из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для
начала XX в. грусть по нравственному идеалу и полноте бытия. В традиционном облике
русской девушки из среды интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х гг. -
присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена
здесь реалистически-конкретно. Эта портретная конкретность сделается опорой творчества
Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой
эпох, вкусов и критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека.
В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности,
запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая
композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В. И. Мухина поглощена лепкой
(1940), хирург С. С. Юдин делает операцию (1933) или читает лекцию студентам (1935),
художники братья П. Д. и А. Д. Корины работают в своей мастерской (1930). Персонажи
Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время.
Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о
выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И. П. Павлова (1935)
сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С. С. Юдина в
портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.
К 1928 г. относятся два автопортрета Нестерова. И если "Автопортрет в черном",
несмотря на живописную основательность, решением напоминает импрессионистически
острый этюд, то "Автопортрет в белой блузе" являет собой законченную концепцию
художнического бытия. Портрет иллюстрирует идею - и оттого единственным атрибутом
художника оказывается туесок с кистями, и фигура на нейтральном фоне выглядит
монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.
|