ОПЕКУШИН Александр Михайлович
Крепостной крестьянин по происхождению, известный русский скульптор второй
половины XIX в. А. М. Опекушин получил художественное образование в Рисовальной школе
при ОПХ, затем в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге и, наконец, как
вольноприходящий ученик в АХ, которую окончил в звании неклассного художника в 1864 г.
Работал почти исключительно в области монументальной скульптуры.
Начал свою творческую деятельность с участия в таких крупных художественных
предприятиях, как создание по проекту М. О. Микешина памятников "Тысячелетие России" в
Новгороде (открыт в 1862 г.) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.).
Центральным произведением его творчества стал выполненный им в 1872-80 гг.
памятник А. С. Пушкину для Москвы. Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием
огромного значения в жизни страны, по выражению М. М. Антокольского, "народ нашел
своего ваятеля". Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов,
декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того
времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука,
заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает
образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния
творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы
в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых
пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным
решением образа.
Другой вариант памятника Пушкину был воздвигнут Опекушиным в Петербурге в 1884
г., но он не приобрел такой значительности и известности, как первый. В 1885 г. был открыт
еще один памятник Пушкину работы Опекушина - в Кишиневе. Решенный в виде бюста на
круглой мраморной колонне с гранитным основанием, памятник оригинален по своей
композиции. Ионическая капитель поддерживает бронзовый портрет поэта.
Из созданных позднее монументальных работ скульптора наиболее значительными
являются памятники К. М. Бэру в Тарту (открыт в 1886 г.) и М. Ю. Лермонтову в Пятигорске
(открыт в 1889 г.). Одна из моделей памятника Бэру, представляющая небольшую гипсовую
статую, находится ныне в вестибюле Библиотеки Академии наук в Петербурге.
В памятнике Лермонтову для Пятигорска, так же как в созданном ранее памятнике
Пушкину, главное - лирическая проникновенность образа. Поэт изображен сидящим на
обломке скалы. Задумчивый взгляд устремлен вдаль, у ног раскрытая книга. Памятник
органично сочетается с пейзажем, с гордой красотой Кавказских гор, которые так любил и
воспевал поэт.
Выразителен колоссальный памятник генералу Н. Н. Муравьеву-Амурскому для
Хабаровска (1890). Выдающийся государственный деятель, активно содействовавший
изучению Восточной Сибири и Амурского края, запечатлен стоящим на скале и пристально
вглядывающимся в открывающуюся морскую даль. Установленный на высоком обрывистом
берегу Амура, памятник возвышается над водной гладью почти на 50 метров и виден на
большом расстоянии.
В 1913 г. Опекушин выполнил скульптурную часть памятников А. С. Пушкину, П. А.
Вяземскому и В. А. Жуковскому в подмосковной усадьбе Остафьево.
Последние годы жизни скульптор провел в родных местах недалеко от Ярославля.
Похоронен, согласно завещанию, на высоком берегу Волги.
|