ОСМЕРКИН Александр Александрович
А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Увлекался театром, в юности
мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Любовь к театру сохранилась и в
дальнейшем, но победила страсть к живописи. Увлечение новейшими течениями в искусстве
помешало Осмеркину закончить Киевское художественное училище. В 1913 г. он приезжает
в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. В следующем году впервые участвует в
выставке "Бубнового валета". Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную,
"вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не
слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры
("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15;
"Дама с лорнеткой", 1917; "Натюрморт с часами", 1918; "В кафе", 1919, и др.). Правда,
лубок и "примитивы" имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя
Машкова. Осмеркина отличают меньший размах, тяготение к более тонкой и сдержанной
цветовой гамме, своеобразное чувство ритма и вместе с тем не столь явная увлеченность
телесностью, вещностью материального мира.
В начале 1920-х гг. Осмеркин ощущает исчерпанность прежних средств выражения, в
его искусстве намечается решительный сдвиг к реализму. В этом он не был оригинален: та
же эволюция происходила и с другими участниками "Бубнового валета". Художник открывает
для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Иванова и др.),
поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и
портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач.
Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит
как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920; "Портрет Е. Т.
Барковой", "Портрет девушки", обе 1921, и др.). К середине 1920-х гг. работы Осмеркина уже
вполне реалистичны. Священный для всякого сезанниста принцип "живопись - это верный
цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур
разных материалов, и психология (в портрете), и лирическое настроение (в пейзажах):
"Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий
натюрморт" (1923-24), "Мойка. Белая ночь" (1927)и др.
Среди тематических картин художника - а он немало потрудился, осваивая этот новый
и сложный для него жанр, - более других известна "Красная гвардия в Зимнем дворце"
(1927). Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не
стал. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Над ними Осмеркин
много работал и в 1930-40-х гг. Он неизменно сохранял верность принципам свободной,
основанной на гармонии цветовых отношений живописи. А это не всегда было легко:
художника обвиняли в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать (с конца
1910-х гг. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда).
"Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) - пожалуй,
самые известные работы 1930-40-х гг.
Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и
культурным живописцем. Он был безраздельно предан искусству. Смерть застала его за
работой.
|