ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна
А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова
(вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В.
Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Потом
обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в АХ, где занималась
живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 гг. работала в Париже, совершенствуясь в
живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре.
Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г.:художница дебютировала со своими
гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое
творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со
званием художника, представив 14 гравюр.
Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России
станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после долгого
существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в
возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета,
выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной
темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий
неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в
циклы ("Петербург", 1908- 10; "Павловск", 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я.
Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) - до сих пор
непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по
редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по-многу раз и но разным
поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуютс я исключительной популярностью.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей
по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия),
так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели.
Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать
масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в
совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею
всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова",
1923; "Портрет Андрея Белого", 1924; "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.).
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого
дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние годы
жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она
продолжала трудиться.
|