ПАКУЛИН Вячеслав Владимирович
В. В. Пакулин был необыкновенно требовательным к себе художником. "Страшная
вещь, когда художник сам себя признал", - записал он уже в пору творческой зрелости.
Учился Пакулин в ЦУТР (1916-22) у А. Е. Карева и В. В. Лебедева, затем во Вхутемасе
- Вхутеине(1922-25) у А. Е. Карева и А. И. Савинова, совмещая учебу с занятиями на Курсах
мастерства сценических постановок, организованных в 1918 г. В. Э. Мейерхольдом в
Петрограде. Принимал участие в оформлении массовых праздников, посвященных
октябрьским годовщинам. В ранних живописных произведениях Пакулина заметно влияние
пространственной концепции К. С. Петрова-Водкина: намеренно ломаное пространство,
геометризация форм.
В 1926 г. художник активно включился в создание и творческую жизнь объединения
"Круг художников", ставившего своей задачей идти "через картину к стилю эпохи". В 1927-32
гг. был председателем этого объединения. Разрабатывал идею о монументальном начале в
искусстве 1920-30-х гг., обращаясь к "истокам" - древнерусской фреске с ее строгой и
сдержанной простотой. В 1926-27 гг. работал над своим программным произведением
"Жница", вложив в него всю страсть формально-теоретических поисков предыдущих лет.
Снабдил живописное произведение манифестом-описанием задач, раскрывающихся в этом
полотне. Манифест заканчивался постулатом: "В основе: контроль разума в равной
соподчиненности с ассоциациями от природы".
В 1930-х гг. Пакулин резко изменил манеру письма и сферу теоретического искания.
"Учиться нужно прежде всего у природы", - записывал художник в дневниковых заметках,
определяя для себя, что непосредственное умение видеть природу - это самое ценное в
творчестве. В эти же годы он побывал в творческой командировке в Донбассе, выполнил ряд
произведений на индустриальную тему ("Цех завода "Электросила"" и др.). Работал в
составе бригады художников над панно "Хлопок" в Москве (1935), "Физкультура" для
советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. и Париже.
Во время войны художник остался в осажденном Ленинграде, создал в гуашах
"летопись" блокады. После войны реализовал себя в городском пейзаже, добивался
передачи цвета в пространстве архитектурной среды города, подчеркивая господство
архитектурных форм.
|