ПИМЕНОВ Степан Степанович
Виднейший русский скульптор начала XIX в., С. С. Пименов родился в семье мелкого
чиновника. Как и большинство русских художников его поколения, поступил в АХ в детском
возрасте (1795). Учился в скульптурном классе у М. И. Козловского, влияние которого на его
творчество было исключительно велико.
В 1802 г. Пименов получает малую золотую медаль за конкурсный проект надгробного
памятника внезапно умершему Козловскому. Это одно из наиболее поэтичных произведений
мемориальной пластики: изображена одинокая муза ваяния, погруженная в скорбную
задумчивость.
Закончив в 1803 г. АХ, Пименов становится ее пенсионером и начинает активно
работать как скульптор-монументалист. Для строящегося здания Казанского собора в
Петербурге он создает статуи русских князей - святых Владимира и Александра Невского
(отлиты в бронзе в 1807 г. под руководством В. П. Екимова). За эту работу скульптор
получает звание академика. В 1809 г. архитектор А. В. Воронихин привлекает Пименова к
созданию скульптурного оформления сооружаемого им здания Горного института. Из пары
двухфигурных групп, установленных на площадке перед портиком, Пименовым выполнена
группа "Геракл и Антей" (1809-11). Как повествует древнегреческий миф, Антей - царь Ливии,
сын богини земли Геи, непобедимый великан - черпал свои силы при каждом прикосновении
к земле. Гераклу удалось его победить, гигантским усилием оторвав от земли и тем лишив
источника силы. Композиция группы строится на контрасте напряженной, но устойчивой
фигуры Геракла и ослабевшей, но полной стра стного порыва фигуры Антея. Могучая
пластика, эпическая мощь образов, обобщенность форм согласуются и с пластикой второй
группы - "Похищение Прозерпины Плутоном", выполненной В. И. Демут-Малиновским, и с
архитектурными формами всего здания в целом.
В качестве скульптурного убранства Адмиралтейства Пименовым были созданы не
дошедшие до нас статуи "Нева", "Днепр", "Азия" и "Америка", а для верхней колоннады
башни - скульптуры "Огонь", "Лето" и "Воздух" из пудосткого камня (в 1860 г. заменены
вычеканенными из меди).
В 1809 г. Пименов был приглашен на Императорский фарфоровый завод в Петербурге,
где проработал около двадцати лет и сложился как крупнейший мастер художественного
фарфора. Осуществляя на заводе "надзор по скульптурной части", художник широко
внедрил в практику использование фигурной скульптуры для украшения сервизных
предметов, ваз и т. п. В замечательном десертном сервизе, получившем название
"Гурьевский", пластические помпозиции представляют русских крестьян; это и одиночные
фигуры, и группы в различных позах - коленопреклоненные, идущие, стоящие, танцующие.
Ту же тему интерпретировал Пименов и в статуэтках жанрового характера ("Парень-водонос",
"Девушка с коромыслом", обе 1812, и др.).
Конец 1810-х - начало 1820-х гг. - период сотрудничества Пименова с архитектором К.
И. Росси, сумевшим собрать замечательный творческий коллектив
художников-единомышленников. Пименов и Демут-Малиновский вошли в этот коллектив как
основные его участники. Так, Пименов при реконструкции усадьбы Аничкова дворца
выполнил фигуры воинов в древнерусских одеяниях для павильонов, установленных при
въезде со стороны Невского проспекта. Далее вместе с Демут-Малиновским выполняются
работы для дворцового ансамбля на Елагином острове и для Михайловского дворца (ныне
здание ГРМ).
В это время складывается новое понимание синтеза искусств. Равноправие скульптуры
и архитектуры, столь характерное для самого начала XIX в., было нарушено в пользу
архитектуры, скульптуре отводилось подчиненное место, она играла более декоративную
роль. Только в редких случаях скульптура обретала прежнюю мощь и силу выражения.
Таким исключением стало пластическое убранство арки Главного штаба на Дворцовой
площади в Петербурге, выполненное Пименовым и Демут-Малиновским. Арка явилась
центром архитектурной композиции, она открывала проезд с Дворцовой площади на Морскую
улицу и была задумана как триумфальный памятник победоносному завершению
Отечественной войны. Венчает арку гигантская скульптурная группа - колесница с фигурой
Славы, которую торжественно движет шестерка коней, ведомых под уздцы воинами в
античных доспехах. Широкая расстановка фигур, их мерная поступь гармонично согласуются
с ритмом архитектурных масс и огромной протяженностью всего здания, п олукружием
охватывающего площадь. Пименовым была выполне на фигура крылатой Славы на
колеснице, сама колесница и фигура воина, ведущего коня правой рукой. Кроме того,
Пименов создал рельефные фигуры летящих Слав, трофеи над арками и в софитах арок, а
также статую одного из воинов, стоящих между колоннами. Все скульптурные детали арки
Главного штаба были вычеканены из листовой меди, это был первый опыт русских мастеров
в создании сложной скульптуры из этого материала.
Продолжая сотрудничать с Росси, Пименов выполнил для построенного архитектором
Александрийского театра квадригу Аполлона (установлена в 1832 г.), для здания Публичной
библиотеки - статуи Платона и Гомера (1820-е).
Последняя значительная работа Пименова - скульптурное оформление Нарвских
Триумфальных ворот (по проекту В. П. Стасова), выполненное совместно с В. И.
Демут-Малиновским, П. К. Клодтом и другими скульпторами (1827-32). Пименов создал
статую одного из витязей, стоящих на гранитных основаниях между колоннами,- старого
воина. Волевая собранность, твердость, готовность к борьбе и одновременно величавое
спокойствие характеризуют этот образ. Фигура крылатой Славы на колеснице, венчающей
Нарвские ворота, также исполнена Пименовым. В отличие от спокойно-торжественной Славы
на арке Главного штаба, этот образ полон экспрессии, целеустремленности. Данная в
упругом движении, Слава как бы устремлена навстречу героям, приближающимся к воротам,
весь ее образ полон эмоционального порыва, выражает состояние победного ликования.
В 1832 г. скульптор был несправедливо уволен из АХ по распоряжению Николая I, что
лишило его возможности полноценно творчески работать и ускорило смерть.
|