ПЛАСТОВ Аркадий Александрович
Еще при жизни А. А. Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы
попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как
официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе,
запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно.
Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в.
Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и
портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил
духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 г. сумел
поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился
живописи. В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными
общественными делами.
Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной
художественной работе. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к
этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении
начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось
к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан.
По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь уходящая" П. Д. Корина. Ведь и эта
Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.
Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно
нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его
красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для
художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо
писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в
своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное
отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных
мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А. Е. Архипова, Ф. А
Малявина, К. А. Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной
художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших
старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в
красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд . На место святых подвижников
заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова -
воплощенная гармония природы и человека.
Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он
создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и
священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). И нерушимость этих законов,
нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945).
Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих
рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение
жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского
пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945).
И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень:
"Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов"
(1951). Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее. Пластову дана
редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в
идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей
системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно
продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту
выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна. В бане", 1954). Но не сестра ли
она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" С. Боттичелли? Вот замечтался, глядя
вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Но не брат ли он молодому человеку
из "Завтрака на траве" Э. Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на
плечах ("Родник"), - не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная
юная особа из "Источника" Д. Энгра?
Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально
изливаются на нас с картин Пластова. Но... Та Россия, которую так любил Пластов, частью
которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-70) - так и
называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во
время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое
семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.
|