ПОЖАРСКИЙ Сергей Михайлович
Мечта стать художником книги родилась у С. М. Пожарского еще в детские годы.
Учился он в частных студиях и недолго в Украинской АХ в Киеве, где успел воспользоваться
уроками Г. И. Нарбута, прекрасного русского графика. Уже с 1921 г. Пожарский начал
профессиональную работу, а в 1923 г. переехал в Петроград, где вскоре обрел репутацию
одного из самых интересных и плодовитых мастеров книжной обложки. Сначала он работал в
русле петроградской школы, продолжавшей традиции "Мира искусства", но потом расширил
круг средств - освоил гравюру на дереве.
В 1942 г. Пожарский перебрался в Москву, где снова быстро завоевал известность и
авторитет. Его работы конца 1940-х и 1950-х гг. примечательны сочиненным им рукописным
"романтическим" шрифтом, - эффектный, стремительный, украшенный росчерками и
завитками, он удачно вязался с книгами на историческую тему, которые тогда чаще всего
оформлял художник ("Лунный камень" У. Коллинза, 1947; "Избранное" Р.-Л. Стивенсона,
1956; Собрание сочинений Майна Рида, 1956).
В 1960-х гг. Пожарский принял активное участие в обновлении книжного искусства, не
уступая в смелости поисков своим младшим товарищам. Он выработал новый, очень
специфический рукописный шрифт, успешно применявшийся им в книгах разного
содержания; он с изобретательностью и подчас парадоксальностью формировал сам
комплекс книжного ансамбля, своеобразно соединяя шрифт, изображение и орнамент
("Ледовая книга" Ю. Смуула, 1969; "Драматические произведения Козьмы Пруткова", 1969;
"Чудесные приключения Жоана Смельчака" Ж.-Г. Феррейры, 1970, изд. 1971).
|