ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто
славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его
картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как
живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...
Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный
чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын
унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на
берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской
природой. А в 1858 г. он впервые увидел "Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как
выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.
Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился
параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и,
одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину
"Воскрешение дочери Иаира". Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов
действительно обрел себя как художник. Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве
пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет
к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы
замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится
непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее
великую гармонию.
В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется
ныне знаменитый "Московский дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику
удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь
характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым
ощущением мира. "Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая
деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором "сходятся" барская усадьба и
жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно
врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви.
Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.
Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879),
этюды 1881-82 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили
за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым
в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние" (А. М. Васнецов), то есть
принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный
мазок. В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И.
Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии
мастера.
Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки,
неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний
снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства.
Пейзажи - лучшее в его наследии. Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет
грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: "...создать Христа не только
грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Иванову
не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж,
архитектуру, людские типы. В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину -
"Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере"
(1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа"
(1899-1909). В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских
художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить
Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто
человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа.
Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана "Жизнь
Иисуса". Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от
складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в
нем говорил Поленов-ученый. Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил
наяву... Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. "Библейские эскизы"
последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное духовное
откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая, искренняя и живая по
чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению способствуют и сами используемые
художником принципы пленэрной живописи, которые возникли в свое время для передачи
зрительного восприятия живого и вечно изменчивого мира.
Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине "Христос и грешница"
(авторское название "Кто без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена").
Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому
догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла
его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в
исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и
яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом
академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой
убедительности. Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не
случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы
театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX
в. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену церковном у. В
Москве на его средства был построен Дом театральног о просвещения (1915).
Общественная активность Поленова проявилась и в поданном в АХ протесте
(совместно с В. А. Серовым) в связи с событиями 9 января 1905 г.
В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он
собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там
Музей-усадьба В. Д. Поленова.
|