ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна
Е. Д. Поленова (сестра художника В. Д. Поленова) училась живописи в Петербурге у П.
П. Чистякова, затем у И. Н. Крамского в Рисовальной школе при ОПХ (с 1864 г.), в Париже в
мастерской Ш. Шаплена (1869- 70). С начала 1880-х гг. Поленова живет в Москве и входит в
Мамонтовский кружок - тесную и творчески активную группу художников, сплоченную
энергией мецената и любителя искусств С. И. Мамонтова. В его московском доме, а еще
больше в подмосковной усадьбе Абрамцево ставились спектакли, писались портреты членов
кружка, здесь вызревал важный поворот от повествовательного реализма второй половины
XIX в. к новым художественным тенденциям рубежа веков.
Поленову привлекали в живописи, наряду с традиционными жанровыми сюжетами,
темы исторические ("Иконописец XVI столетия", 1887; "Князь Борис перед убиением", ок.
1896). В окрестностях Абрамцева она писала акварелью пейзажи, предпочитая замкнутые,
интимные уголки природы и подробно разрабатывая переплетения трав и цветов переднего
плана ("Цветы", "Уголок леса", "Пейзаж. Абрамцево", все 1882-83; "Ромашки", 1883, и др.).
Нарядными акварелями художница иллюстрировала русские народные сказки ("Война
грибов", 1889), украшала листы диковинными орнаментами и выписывала старинным
почерком текст. От пространственной мягкой манеры она переходит к более плоскостной с
четкими контурами и яркой заливкой цветом ("Сынко-Филипко", "Жар-птица", 1890-е).
В 1883 г. в Мамонтовском кружке ставили оперу-сказку "Снегурочка", и Поленова
нарядила исполнителей в подлинные, привезенные из Тульской губернии, крестьянские
костюмы. Увлечение народным искусством вело ее от простого собирания к попыткам
возрождения угасающих ремесел. В 1885 г. в Абрамцево были организованы столярные
мастерские, где местные крестьяне делали предметы утвари и мебели по рисункам
Поленовой и других художников, в свою очередь созданным на основе народных мотивов. В
таком же стиле делала художница эскизы для вышивок, обоев и других декоративных
изделий. Вкус времени придал этим эскизам несколько манерную плоскостную
декоративность, ставшую основой русского национального варианта стиля модерн,
формированию которого, несомненно, способствовала деятельность Поленовой.
|