ПУКИРЕВ Василий Владимирович
Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во
второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г.,
поступает в МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.
Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и
портретов. Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка.
В 1860 г. получает звание академика за большой портретный этюд "Девушка". А в 1863 г. на
академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся
Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее
точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в
прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из
современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была
буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в
духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик.
Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная
почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).
Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого
себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но
участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того
времени. Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется
среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой
треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был
воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших
дней. Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле
картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из
рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в
воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя.
Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание "профессор живописи
народных сцен". И последующие работы художника ("В мастерской художника", 1865;
"Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда", 1868; "Сбор недоимок", "Потрава",
обе 1870, и др.) пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего
уровня жанровой живописи тех лет. В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден
оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не
хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял
квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г.
полузабытый художник умер в бедности.
|