ПУНИ Иван Альбертович
И. А. Пуни запомнился современникам как последовательный кубист, крепкий
живописец, утверждавший в дискуссиях 1920-х гг. бесполезность художника для
производства, заявлявший о красивости небоскребов и машин самих по себе, впервые,
пожалуй, делая разграничение между технической и художественной эстетикой.
Родился Пуни в семье известного виолончелиста А. Ц. Пуни. Начальное
художественное образование получил дома, брал уроки у И. Е. Репина. В 1900-08 гг. учился
в Императорской Николаевской Военной академии. В 1909 г. открыл собственную
мастерскую в Петербурге. В 1910-12 гг. жил в Париже, занимался в академии Р. Жюлиана и
других художественных студиях. Вернувшисьв Петербург, познакомился с Д. Д. Бурлю-ком,
В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, участвовал в выставке "Союза
молодежи". В 1913 г. вновь отправился в Париж, где увлекся кубизмом, выставлял свои
работы в Салоне Независимых.
В 1915 г. вместе с женой, К. Пуни-Богуславской, организовал в Петрограде выставки
"Трамвай "Б"", "0,10", в которых участвовали виднейшие художники-авангардисты -
футуристы, беспредметники. Супруги Пуни провозглашали в листовке, распространявшейся
на выставке "0,10", "свободу предмета от смысла". Пуни выполнил эскиз обложки
футуристического альманаха "Футуристы. Рыкающий Парнас" (1914).
В январе 1916 г. вместе с К. С. Малевичем Пуни провел конференцию по
современному искусству в зале Тенишевского училища в Петрограде. К этому же времени
относится создание беспредметных произведений, близких к работам Малевича, а также
жанровых картин и портретов ("Скачки", "Парикмахерская", "Игроки в карты", "Автопортрет").
Позднее, в Берлине в 1923 г., Пуни невысоко оценивал достижения русского беспредметного
искусства (и своего собственного), определяя его как "беспредметное конструирование",
"триста тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов". После революционных событий
Пуни активно занимался организационно-творческой работой: был одним из учредителей
союза "Свобода искусству" (1917), в 1918 г. стал профессором петроградских ГСХМ,
участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первомайским торжествам и годовщине
Октябрьской революции, работал на Государственном фарфором заводе, выполнил проект
печати для Совнаркома. В январе 1919 г. М. 3. Ш агал пригласил супругов Пуни преподавать
в Витебскую народную художественную школу, но уже осенью Пуни возвратились в
Петроград и в конце года выехали в Финляндию, а оттуда осенью 1920 г. - в Берлин. До 1923
г. Пуни писал беспредметные картины, участвовал в выставках. В 1923 г. в Берлине вышла в
свет его книга "Современная живопись", в которой рассматривались актуальные проблемы
искусства 1910-20-х гг.
С 1923 г. Пуни жил во Франции, общался с художниками современных направлений -
Ф. Леже, А. Марке, А. Озанфаном, Дж. Северини. Пережил увлечение конструктивизмом,
дадаизмом, кубизмом. В конце 1920-х-1930-х гг. писал эстетские, близкие к импрессионизму
пейзажи, натюрморты, интерьеры. В 1946 г. Пуни принял французское гражданство, через
некоторое время стал кавалером ордена Почетного легиона. В конце 1940-х - середине 1950-х
гг. писал "мозаичные", составленные чистым цветом живописные композиции: "Арлекины"
(1948- 56), "Оранжевое кресло" (1948), "Пригород" (1953) и др. В этот же период с успехом
проходят его персональные выставки в галереях Парижа, в Нью-Йорке, Лондоне, Вене,
Токио, Риме. Умер художник в своей парижской мастерской.
Творчество Пуни, на некоторое время ушедшее из поля зрения критиков и историков
искусства, вновь было открыто в 1970-х гг. благодаря возросшему интересу к искусству
авангарда. Сегодня произведения художника по праву занимают самые престижные места в
экспозициях и коллекциях солидных музеев России, Европы, Америки.
|