ШЕБУЕВ Василий Кузьмин (Козьмич)
Творческая судьба живописца В. К. Шебуева целиком связана с Петербургской АХ. Он
обучался и получил воспитание в Академии екатерининских времен, когда, реализуя
некоторые просветительские идеи, императрица устроила это учебное заведение как
закрытое, изолированное от среды, воспитательное учреждение, где ученикам наряду с
высокими профессиональными навыками должны были прививаться не менее высокие
добродетели - бескорыстное служение Отечеству, благородство, чистота нравов. Стиль
классицизм, оперировавший формами античного искусства, отводил скульптуре и
исторической живописи центральное место в общественной жизни государства, и в связи с
этим роль художника представлялась в то время исключительной.
Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам в число первых учеников. Учителя ми
его были И. А. Акимов и Г. И. Угрюмов, давшие будущему художнику блестящую школу
академического рисунка и живописи. После окончания учения с аттестатом первой степени и
малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев был оставлен пенсионером при АХ, а в 1803 г.
отправлен в Рим, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в
анатомических театрах.
К римскому периоду относится картина "Гадание (Автопортрет с гадалкой)" (1805- 07),
стоящая в творчестве исторического живописца особняком. Радость жизни, уверенность
молодого художника в своих силах и излучает это полотно, смыкающееся во многом с
романтическим направлением в искусстве начала XIX в. До конца жизни Шебуев хранил этот
автопортрет у себя.
В 1806 г. художник вместе с другими пенсионерами был отозван на родину в связи с
необходимостью живописного и скульптурного украшения строящегося в Петербурге
Казанского собора, ставшего своеобразным пантеоном славы, памятником русскому
воинству и одновременно "храмом славы русских художников". Шебуев исполнил там ряд
композиций, в том числе изображения трех святителей - Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста.
Вся дальнейшая жизнь Шебуева связана с преподавательской деятельностью в АХ:
начинал он в звании академика (1807) по классу исторической живописи, а закончил -
ректором живописи и ваяния (с 1832). В период президентства А. Н. Оленина Шебуев много
работал над подготовкой учебных пособий по анатомии ("Антропометрия", 1830-31) для
учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ ("Торжество на Олимпе", 1832;
роспись поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы купола и иконостаса
для Екатерининской церкви в здании АХ. Работал над оформлением дворцовой церкви в
Царском Селе (1820-21), Измайловского (1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в
Петербурге. Все эти работы отличают великолепное композиционное решение, органичное
соотношение с особенностями конкретного интерьера, его освещения и т. д.
Самая известная историческая картина Шебуева "Подвиг новгородского купца Иголкина
в Северной войне со шведами" (1839) написана на сюжет из истории петровских времен и
прославляет патриотическую самоотверженность русского человека. Время написания
картины - это период поисков новых форм в русской исторической живописи, когда жесткие
каноны классицизма начинают сдавать свои позиции. Шебуев пытается реанимировать
уходящую в прошлое форму классицистической исторической картины, - отсюда намеренная
театрализованность жестов действующих персонажей, резкое противопоставление
гиперболизированной ярости врагов величавому спокойствию главного героя. Однако
колористическое решение полотна с яркими контрастами цвета и светотени, а также
динамизм самого действия, развертывание его во времени свидетельствуют о наступлении
романтических веяний в искусстве. Реалистические же тенденции отчетливо выразились в
достоверном изображении конкретных деталей одежды, оружия.
Достаточно легко реалистические устремления Шебуева прослеживаются в его поздних
портретных работах. Их отличают искренняя доброжелательность к своим моделям,
стремление точно, не идеализируя, передать облик знакомого человека, таковы "Портрет
отставного экспедитора И. В. Швыкина" (1833), "Портрет неизвестной в коричневом платье"
(1837), "Портрет жены" (середина 1840-х). Глядя на них, можно с уверенностью сказать, что
именно в портретном жанре наиболее полно раскрылся талант художника.
Творческая судьба живописца В. К. Шебуева целиком связана с Петербургской АХ. Он
обучался и получил воспитание в Академии екатерининских времен, когда, реализуя
некоторые просветительские идеи, императрица устроила это учебное заведение как
закрытое, изолированное от среды, воспитательное учреждение, где ученикам наряду с
высокими профессиональными навыками должны были прививаться не менее высокие
добродетели - бескорыстное служение Отечеству, благородство, чистота нравов. Стиль
классицизм, оперировавший формами античного искусства, отводил скульптуре и
исторической живописи центральное место в общественной жизни государства, и в связи с
этим роль художника представлялась в то время исключительной.
Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам в число первых учеников. Учителя ми
его были И. А. Акимов и Г. И. Угрюмов, давшие будущему художнику блестящую школу
академического рисунка и живописи. После окончания учения с аттестатом первой степени и
малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев был оставлен пенсионером при АХ, а в 1803 г.
отправлен в Рим, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в
анатомических театрах.
К римскому периоду относится картина "Гадание (Автопортрет с гадалкой)" (1805- 07),
стоящая в творчестве исторического живописца особняком. Радость жизни, уверенность
молодого художника в своих силах и излучает это полотно, смыкающееся во многом с
романтическим направлением в искусстве начала XIX в. До конца жизни Шебуев хранил этот
автопортрет у себя.
В 1806 г. художник вместе с другими пенсионерами был отозван на родину в связи с
необходимостью живописного и скульптурного украшения строящегося в Петербурге
Казанского собора, ставшего своеобразным пантеоном славы, памятником русскому
воинству и одновременно "храмом славы русских художников". Шебуев исполнил там ряд
композиций, в том числе изображения трех святителей - Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста.
Вся дальнейшая жизнь Шебуева связана с преподавательской деятельностью в АХ:
начинал он в звании академика (1807) по классу исторической живописи, а закончил -
ректором живописи и ваяния (с 1832). В период президентства А. Н. Оленина Шебуев много
работал над подготовкой учебных пособий по анатомии ("Антропометрия", 1830-31) для
учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ ("Торжество на Олимпе", 1832;
роспись поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы купола и иконостаса
для Екатерининской церкви в здании АХ. Работал над оформлением дворцовой церкви в
Царском Селе (1820-21), Измайловского (1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в
Петербурге. Все эти работы отличают великолепное композиционное решение, органичное
соотношение с особенностями конкретного интерьера, его освещения и т. д.
Самая известная историческая картина Шебуева "Подвиг новгородского купца Иголкина
в Северной войне со шведами" (1839) написана на сюжет из истории петровских времен и
прославляет патриотическую самоотверженность русского человека. Время написания
картины - это период поисков новых форм в русской исторической живописи, когда жесткие
каноны классицизма начинают сдавать свои позиции. Шебуев пытается реанимировать
уходящую в прошлое форму классицистической исторической картины, - отсюда намеренная
театрализованность жестов действующих персонажей, резкое противопоставление
гиперболизированной ярости врагов величавому спокойствию главного героя. Однако
колористическое решение полотна с яркими контрастами цвета и светотени, а также
динамизм самого действия, развертывание его во времени свидетельствуют о наступлении
романтических веяний в искусстве. Реалистические же тенденции отчетливо выразились в
достоверном изображении конкретных деталей одежды, оружия.
Достаточно легко реалистические устремления Шебуева прослеживаются в его поздних
портретных работах. Их отличают искренняя доброжелательность к своим моделям,
стремление точно, не идеализируя, передать облик знакомого человека, таковы "Портрет
отставного экспедитора И. В. Швыкина" (1833), "Портрет неизвестной в коричневом платье"
(1837), "Портрет жены" (середина 1840-х). Глядя на них, можно с уверенностью сказать, что
именно в портретном жанре наиболее полно раскрылся талант художника.
|