ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич
А. В. Шевченко - из числа тех художников, кто в 1910-е гг. способствовал
радикальному изменению языка искусства, апологет новых форм (автор брошюр "Принципы
кубизма и других современных течений" и "Неопримитивизм. Его теория. Его возможности.
Его достижения", обе 1913). И вместе с тем его не назовешь радикалом - какая-то
смягченность черт присутствует в сделанном им. Забота о красоте и тяготение к спокойной
гармонии, приводя в некоторых случаях к салонным решениям, чаще сообщают его работам
скрытую классичность.
Шевченко получил образование (1899- 1909) в Строгановском училище (особенно
выделяя эту школу за профессионализм), в МУЖВЗ (у К. А. Коровина) и в Париже - в
академии Р. Жюлиана и в мастерской Э. Каррьера. Еще в МУЖВЗ он сблизился с М. Ф.
Ларионовым и, воодушевившись его теориями (лучизмом - отчасти, неопримитивизмом -
всерьез), участвовал в выставках "Ослиный хвост", "Мишень" и "№ 4" (1912-14). После
отъезда Ларионова в Париж эта увлеченность приняла более традиционный вид: в
написанном совместно с А. В. Грищенко манифесте к выставке "Цветодинамос и
тектонический примитивизм" (1919) Шевченко прокламирует возврат к вечным ценностям
живописи; впрочем, и прежде он настаивал на том, что "нет искусства старого и нового <...>,
ибо оно вневременно, внепространственно". Широта подхода обусловила разносторонность
его интересов: в 1920-х гг., активно участвуя в культурно-просветительской деятельности
Наркомпроса и много сил отдавая преподаванию во Вхутемасе, он одновременно
сотрудничает в "левом" Инхуке, в ГАХН, с его традиционным академизмом, и состоит в
"Маковце" (участник 1-й и 3-й выставок, 1922, 1925). Ориентированность на культуру во всем
спектре ее проявлений становится стержнем деятельности художника - под этим знаком
происходит вовлечение студентов в выставочную жизнь (в 1926 г. Шевченко организует из
своих учеников объединение "Цех живописцев") и устройство музеев живописной культуры в
Москве и Ленинграде. Для него же самого широта была не эклектикой, но осознанным
стремлением к синтезу.
Такое стремление ощутимо уже в ранних его работах. Сезаннизм - ядро и основа
построений - откорректирован то легкими кубистическими сдвигами, то примитивистской
упрощенностью формы, но не в ущерб гармонической красоте; классический репертуар
натюрмортных постановок и пейзажей с фигурами сохраняет свою классичность благодаря
абсолютному чувству цветового и пространственного равновесия ("Натюрморт с яблоками",
"Пейзаж с домом", 1910-е, и др.). Образы Шевченко отличает просветленность порой
идиллическая, - он тяготеет к обобщенной монументальности силуэтов, к певучести ритмов,
основанных на повторе круговых движений, к благородству сбалансированного колорита и
композиционной ясности ("Музыканты", "Женщина у зеркала", обе 1913; "Автопортрет",
1920-е, и др.). Монументальные тенденции усиливаются в работах 1930-х гг., особенно
связанных с ориентальной тематикой: в 1929 г. художник был командирован в Батуми, с чего
началось его открытие Востока - Аджарии, Дагестана, Азербайджана; здесь Шевченко нашел
свой идеал свободного и безмятежного бытия и запечатлел его в эпических по звучанию
картинах, литографиях и монотипиях.
В 1940-х гг. он почти не участвует в художественной жизни - сказывается болезнь; зато
написанные им в это время воспоминания стали ярким повествованием о путях и поисках
русского искусства.
|