ШЕРВУД Леонид Владимирович
Первоначальное художественное образование Л. В. Шервуд получил в мастерской
своего отца В. О. Шервуда, известного архитектора, скульптора и живописца, дом которого
часто посещался известными деятелями русской культуры. Затем юноша поступил в МУЖВЗ
(1886), где учился живописи у В. Е. Маковокого и скульптуре у С. И. Иванова; позднее
(1892-98) Шервуд занимался в Петербургской АХ, которую закончил с золотой медалью за
скульптурную группу "Хан и невольница". Завершил он обучение пенсионерской поездкой в
Париж (1899- 1900), там посещал академию Р. Жюлиана, мастерские О. Родена и Э. А.
Бурдеяя.
Первой работой, выполненной после возвращения на родину, был гипсовый бюст А. С.
Пушкина (1900-02) для рабочей читальни за Невской заставой в Петербурге, где еще в
академические годы Шервуд преподавал в школах рисование. В этом произведении, полном
поэтичности и вдохновения, ощутимо влияние творчества Родена и пластики
импрессионизма. В последующие годы скульптор создал ряд надгробий: писателю Г. И.
Успенскому на Волковом кладбище (1904), профессору С. М. Васильеву на петербургском
Новодевичьем кладбище (1906), писателю Н. Г. Гарину-Михайловскому (1907) и известному
культурному и общественному деятелю Н. Ф. Бунакову(1908), оба на Волковом кладбище.
Во всех этих памятниках скульптор разрабатывал и творчески варьировал найденный им
особый тип выразительного и монументального портрета-бюста, или полуфигуры, который в
модифицированном виде использовал и в последующих своих произведениях. В
обобщенных ритмах этих портретов, в особой весомости и экспрессивности их скульптурной
формы чувствуется определенное воздействие пластики Бурделя.
В предреволюционные годы скульптор начинает активно работать в области
монументальной скульптуры. Из многочисленных проектов памятников этого периода был
осуществлен лишь один - памятник адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте (1913-14).
Важными для творческой биографии художника стали первые послереволюционные
годы, отмеченные напряженной и плодотворной деятельностью. Он активно работал над
осуществлением основного художественно-общественного мероприятия того времени - плана
монументальной пропаганды, ему было поручено общее руководство установкой памятников
в Петрограде. Его памятники А. Н. Радищеву и А. И. Герцену явились, быть может, самым
значительным вкладом в монументальную скульптуру этого периода. В композиции
памятника Радищеву (1918, не сохранился) нашли свое законченное и пластически ясное
выражение творческие поиски прошлых лет. Особой четкостью и лаконичной
выразительностью отличался образ Герцена (1919, бюст, не сохранился).
В 1920-х гг. скульптор выполняет ряд портретов деятелей революции, науки, культуры:
бюсты Д. И. Менделеева (1925), П. Л. Войкова (1927), Р. Люксембург (1928) и др. В 1920-30-х
гг. Шервуд продолжает работать в области монументальной и надгробной пластики.
Обращается он и к теме нового, советского человека - человека труда: "Комсомолка",
"Рабочий-бетонщик" (оба 1927), "Тяжелая индустрия" (1937). Наиболее значительным
творческим достижением скульптора этих лет является статуя "Часовой" (1933), показанная
на выставке "XV лет РККА" и получившая тогда широкую известность. Это своеобразный
синтез тех поисков обобщенной, глубоко выразительной и пластически весомой скульптурной
формы, которые он вел на протяжении трех предыдущих десятилетий. Строгостью, мощью и
уверенным спокойствием веет от цельной и монолитной, простой и выразительной по своим
ритмам скульптуры воина. В этом произведении создан подлинно монументальный,
обобщенный образ героического звучания.
|