ШУБИН (Шубной) Федот Иванович
Сын крестьянина-помора, Ф. И. Шубной с детства занимался старинным северным
ремеслом - резьбой по кости. И мечтал овладеть более сложными формами скульптурного
мастерства. По примеру своего великого земляка М. В. Ломоносова, в возрасте
девятнадцати лет отправляется он в столицу. В Петербурге, пройдя через ряд мытарств, он
поступает в 1761 г. в учрежденную незадолго до этого АХ. Скульптурный класс вел тогда
приглашенный из Парижа мастер Н. Ф. Жилле, под руководством которого Шубин (эту
фамилию ему дали в АХ) овладел основными приемами европейского скульптурного
мастерства.
В 1767 г., закончив академический курс, Шубин в качестве одного из первых
пенсионеров отправляется для совершенствования в своем искусстве сначала в Париж,
затем в Рим. В Париже он работает под руководством знаменитого ваятеля Ж. Б. Пигаля -
энергичного и смелого новатора в скульптуре. В Риме (1770-72) Шубин изучает античную
скульптуру. Здесь же он выполняет свои первые, но вполне зрелые работы (бюст Ф. Н.
Голицына, портреты-барельефы И. И. Шувалова и Ф. Г. Орлова, все 1771), которые приносят
ему успех и внимание ценителей искусства.
В 1773 г., возвратившись в Петербург уже известным мастером, Шубин сразу окунулся
в художественную жизнь столицы. Он становится излюбленным портретистом придворной
знати. В 1774 г. за бюст Екатерины П получает звание академика. Творческий диапазон
скульптора разнообразен, он включает и монументальные произведения, и декоративную
пластику, и рельефы. Но основной интерес и творческое внимание Шубина находятся именно
в сфере портретного бюста. За три десятилетия он создал уникальную портретную галерею,
где представлено русское общество того времени. Здесь и екатерининские фавориты -
Орловы, Безбородко, Завадовские, Румянцевы, Потемкины, Зубовы, и просвещенная знать -
Голицыны, Шереметевы, Шуваловы, и деятельная интеллигенция - M.B. Ломоносов, И. Г.
Шварц, И. И. Бецкой, и крупный промышленник И. С. Барышников. Скульптор дает
выразительную, правдивую, умную и меткую характеристику каждой из своих моделей.
Всегда четко схватывая неповторимые особенности внешнего облика человека, Шубин
проникает в глубину его характера, погружается в стихию его внутренней жизни.
Человеческая личность предстает во всей своей многогранности, противоречиях и
контрастах. Так, в портрете екатерининского дипломата, вице-канцлера князя А. М. Голицына
(1775), властность характера сочетается с острым, зрелым умом и благородной
снисходительностью, энергия - с усталостью. Сложность и богатство натуры портретируемого
выявляются здесь не сразу, а при внимательном взгляде на его изображение. Художник как
бы призывает обойти вокруг бюста, представляя модель в энергичном повороте, компонуя
весь объем и пластические массы асимметрично, раскрывая образ постепенно. В этом
портрете отчетливо наметились те особенности творческого метода, которые в полной мере
раскрылись в последующих произведениях скульптора.
Шубин работал много и быстро. Он исполнил свыше 200 бюстов. В пору своей
творческой зрелости он создавал по меньшей мере по одному произведению в месяц. Это
удивительная работоспособность, особенно если учесть, что художник никогда не
повторялся, не впадал в шаблон, а воспринимал каждого портретируемого свежо и остро,
стремясь запечатлеть каждый образ в его неповторимости. Например, в портрете И. С.
Барышникова в соответствии с характером модели, твердым и суровым, строга, жестка и
трактовка пластики. Тяжелая голова и плотный торс сливаются как бы в единую массу.
Простота прически и костюма не отвлекает зрителя, а концентрирует его внимание на
властном и умном лице расчетливого дельца.
Виртуозно владея приемами обработки мрамора - а именно в этом материале создана
большая часть его работ, - Шубин умел добиваться удивительной материальности фактуры
изображаемого: мягкость и бархатистость кожи, пушистость волос, пена кружев, гладкий
блеск шелка и бархата одеж ды - все это, переданное с неподражаемым мастерством,
придает его образам особую живость. "И под его рукою мрамор дышит", - писал о нем
современник.
В 1790-х гг. сила выразительности, умение достичь глубин человеческой души
достигает в портретах, созданных Шубиным, поистине рембрандтовских вершин. Среди
лучших работ этого, позднего периода-портреты М. В. Ломоносова (1792), И. И. Бецкого
(конец 1790-х), А. А. Безбородко (1798), П. В. Завадовского (1790-е), Павла I (1798-80),
отличающиеся точностью и вместе с тем обобщенностью психологических характеристик.
Из наиболее известных работ других жанров следует отметить статуи и рельефы для
Мраморного дворца (1775-82) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786- 88) в
Петербурге, а также грандиозную серию - 58 медальонов с рельефными изображениями
"великих князей и царей Российских" (1774-75) - от Рюрика до Елизаветы Петровны. Эти
медальоны, выполненные для строившегося в Петербурге Чесменского дворца, в настоящее
время находятся в Оружейной палате Московского Кремля. Работая над ними, Шубин
вернулся к народным истокам своего творчества: под его резцом в облике великих князей и
царей появились простонародные, едва ли не крестьянские черты, в их выразительных лицах
словно читается память скульптора о своих земляках-поморах, смелых мореходах,
рыболовах и охотниках. Здесь запечатлелись не только народные типы, но и народные
поэтические представления: древнерусские воины-князья на шубинских рельефах выглядят
как былинные богатыри.
Особое место среди работ Шубина занимает статуя Екатерины II, исполненная в 1789-90
гг. Подобно живописному портрету Екатерины в образе Фемиды Д. Г. Левицкого (1783) и
скульптурному ее изображению в образе Минервы М. И. Козловского (1784- 85), шубинская
статуя представляет императрицу среди атрибутов законодательства и правосудия. Но Шубин
исходил из конкретной, непосредственно увиденной живой натуры. Это не аллегория, а
реалистический портрет, не монументального, а станкового характера.
Последние годы жизни мастера прошли в нужде и забвении. Поколение прежних его
именитых заказчиков сменилось новым, у которого были иные вкусы. Да и АХ не особо
жаловала скульптора: лишь после долгих ходатайств Шубину было присвоено профессорское
звание, но отказано в материальной поддержке.
|