ШУХАЕВ Василий Иванович
В. И. Шухаев родился в семье сапожника, рано осиротел. Однако сумел поступить в
СХПУ в Москве, где занимался под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского. Затем
продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской АХ
(1906-12), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев.
Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Оба были
яркими представителями школы Кардовского, в их творчестве нашло отражение новое для
тех лет направление - неоклассицизм. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в
выставках. Дипломная работа художника "Вакханалия" (1912) встретила непонимание со
стороны академического начальства. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она
смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. Устремления
молодого мастера поддержал А. Н. Бенуа, чей авторитет художественного критика был
непререкаем.
Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер "Русского
общества в Риме". Вскоре к нему присоединился Яковлев. В Италии художники изучали
работы старых мастеров, много рисовали с натуры. К числу программных произведений
относится их двойной автопортрет, названный "Арлекин и Пьеро". Идея этого автопортрета у
них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда "Шарф Коломбины",
поставленного в 1911 г. в "Доме интермедий" в Петербурге; оба художника принимали
участие в постановке. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа
Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена лишь в 1962 г.
Художник изобразил себя в виде Пьеро. Точный академический рисунок, гладкая живопись,
нарочито симметричная композиция этого полотна были своеобразной реакцией на
эксперименты и новшества, отличавшие искусство тех лет. На живопись прошлых эпох
ориентированы и другие произведения Шухаева. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает
работы мастеров Возрождения; портрет Е. Н. Шухае-вой (1917) - старинные парадные
портреты. В них Шухаев использовал почти позабытую в то время технику живописи
восковыми красками, приемы работы по золоту. Театральность и ретроспективизм этих
произведений были близки художественным принципам мастеров "Мира искусства", в
выставках которого художник принимал участие. Интерес к возрождению традиций старых
мастеров отличал и "Цех живописцев святого Луки", одним из организаторов и участников
этого творческого объединения Шухаев стал в 1917 г. Многие произведения Шухаева тех лет
не дошли до наших дней, однако сохранилось большое количество натурных зарисовок, в
которых художник показал себя великолепным рисовальщиком.
Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сангинные портреты, как, например,
портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. В
дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи.
Они были приглашены для работы над росписями церкви Николая Мирликийского в Бари и
Казанскоговокзала в Москве, однако начавшаяся Первая мировая война помешала
осуществлению этих планов. Реализованным оказался другой замысел - роспись плафона в
особняке Фирсановых в Москве (1916).
После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном
оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. Он проявил себя и на
театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера "Золото
Рейна" для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К.
Миклашевского "Четыре сердцееда" для Малого драматического театра в Петрограде (1919,
не осуществлена). В 1920-х гг. художник уехал из советской России и через Финляндию
перебрался во Францию. В 1921-35 гг. он жил в Париже. Здесь Шухаев открыл собственную
школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л.
Сухотиной-Толстой ("Русская академия"). У него уже имелся опыт педагогической работы:
ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В
Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е.
Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял
спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн; писал натюрморты, жанровые
картины, пейзажи. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Привезенные оттуда
этюды послужили ему впоследствии материалом для создания целой серии работ.
В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Здесь художника ждала работа в театре и в
монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Однако вскоре его постигла участь
декораций и костюмов к опере Р. Вагнера "Золото Рейна" для Народного театра в Петрограде
(1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского "Четыре сердцееда" для Малого
драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). В 1920-х гг. художник уехал из
советской России и через Финляндию перебрался во Францию. В 1921-35 гг. он жил в
Париже. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в
художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой ("Русская академия"). У него уже имелся
опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и
в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он
создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и
других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн; писал
натюрморты, жанровые картины, пейзажи. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко.
Привезенные оттуда этюды послужили ему впоследствии материалом для создания целой
серии работ.
В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Здесь художника ждала работа в театре и в
монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Однако вскоре его постигла участь
многих бывших эмигрантов: в 1937 г. художник был сослан в Магадан, где провел десять
лет. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. А. М. Горького им были
оформлены многие спектакли. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. И
стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. Наибольшую известность снискали
его портреты. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской
культуры. Нередко художник, как в годы юности, обращался к старым техникам - энкаустике,
работе по золоту. "Портрет дамы в парчовом платье" (1956) словно возрождает на новом
этапе интерес художника к старинной живописи. В 1962 г. была организована первая на
родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание
заслуженного деятеля искусств Грузии.
|