ТАТЛИН Владимир Евграфович
В. Е. Татлин - одна из самых ярких фигур нового искусства 1910-20-х гг.,
родоначальник конструктивизма; вообще уникальный человек русского авангарда. Жизнь его
была жизнью фанатика и подвижника, творчество заполнило ее целиком.
В искусство он пришел как самородок - почти без серьезной школы. В Пензенском
художественном училище (1905-10) получил основы профессиональных знаний, а в
авангардных студиях Москвы и Петербурга (у И. И. Машкова, Я. Ф. Ционглинского, М. Д.
Бернштейна, М. Ф. Ларионова - у него особенно) набрал мастерства. Не учился за границей,
хотя полмира объездил матросом (еще мальчиком сбежав из дому, уплыл юнгой в Турцию) и
отразил этот факт биографии в "Автопортрете" (1911); но, впервые попав в Париж (1914) и
посетив там П. Пикассо, отнесся к нему как равный к равному.
Возможно, с этим слегка курьезным визитом (Татлин приехал в Париж из Берлина, где
на выставке русского народного искусства исполнял роль слепого бандуриста; он и для
Пикассо сыграл на бандуре) косвенно связан переход художника от живописи, сочетавшей
ларионовское влияние с элементами кубизма, к "живописным рельефам" (они же
"контррельефы", или "материальные подборы"). Эти объемно-пространственные абстракции из
железа и дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и
отчасти обработанные живописными средствами, впервые были показаны им на выставке в
собственной студии (1914; тогда они назывались "синтезо-статичными композициями"), затем
на выставках "Трамвай Б", "1915 год", "Магазин". С них началась конструктивистская линия в
русском авангарде, линия материаловедения, противопоставляемая - во всяком случае,
автором - отвлеченно-знаковому супрематизму К. С. Малевича.
Однако победивший конструктивизм 1920-х гг. - и в утилитарно-производственном его
варианте, и в варианте техницист-ском - далек от стремления вслушиваться в органику
материала. В соответствии с общей программой Татлин делает эскизы посуды, одежды и
даже печей, но его модели, как правило, утопичны, это проекты идей, а не вещей. Таков
"Памятник III Интернационала" ("Башня Татлина", 1919-20) - символическое воплощение
революционной эпохи, впечатляющий, но вряд ли рассчитанный на реализацию синтез
скульптуры, архитектуры и техники. Таков "махолет" "Летатлин", сборкой которого художник
занимался в течение трех лет (1929-32) в башне Новодевичьего монастыря (образ башни
сродни Татлину - его первая студия в Москве тоже звалась "Башней"), - конструкция
абсолютно природная и эстетически поразительная, напоминающая чертежи Леонардо да
Винчи; художник не сомневался в ее воздухоплавательных возможностях и первое
испытание планировал провести со своим маленьким сыном.
В 1920-х гг. Татлин активно работает в Наркомпросе (1919-23; инициатор "музеев
художественной культуры", член Отдела музеев, куратор реформы художественного
образования и монументальной пропаганды) и в Инхуке (1923-24; руководитель Отдела
материальной культуры), преподает в Киевском художественном институте
(фото-кинотеатральное отделение, 1925-27) и во Вхутеине (отделение обработки дерева и
керамики, 1927-30). Общественные обязанности не являются для него чем-то внешним, но
как бы составляют часть занятий искусством. Художник тотального и экзистенциального
склада, Татлин не разделяет искусство на виды и жанры - он занимается конструированием
новых форм во всем сразу, от архитектуры до книжного дела и от дизайна до сценографии.
Десятилетие спустя именно сценография вынужденно выделится из общего ряда его
занятий, - после разгрома авангарда эта область деятельности останется для Татлина
единственно возможной. Его поздние театральные работы ("Не сдадимся", Камерный театр,
1935; "Дело", Центральный театр Красной Армии, 1939-40, и др.), уступая ранним ("Царь
Максимилиан", Московский литературно-художественный кружок, 1911; неосуществленные
постановки опер М. И. Глинки "Жизнь за царя" и Р. Вагнера "Летучий голландец", 1913-18;
драма "Зан-гези" В. Хлебникова, Инхук, 1923) в размахе сценических идей, сохраняют
высокий уровень мастерства и художественного мышления. Этот уровень сохраняет и его
поздняя живопись - камерная, тонкая; исполняемые "для себя" натюрморты чужды какому бы
то ни было насилию над натурой.
Чем дальше, тем меньше было возможностей для работы. Панно Татлина для
Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1938 г. были уничтожены как "политически
вредные". В конце жизни он для заработка консультировал студентов Московского
архитектурного института и делал наглядные пособия для Московского университета. Новое
открытие его творчества произошло в 1970-х, тогда же стало ясно, сколь многое в
современном искусстве он предвосхитил.
|