ТОЛСТОЙ Федор Петрович
Ф. П. Толстой принадлежал к знатному роду, и его ждала блестящая карьера. В 1802 г.
он окончил Морской корпус со званием мичмана и тогда же поступил вольноприходящим
учеником в АХ. Тяга к искусству оказалась непреодолимой, и он в 1804 г. ушел в отставку,
пожертвовав не только карьерой, но и прочным положением в жизни. Творческие интересы
Толстого были не совсем обычны. Его более всего увлекали те области искусства, которые в
то время традиционно считались "побочными" или даже "несерьезными", однако, работая
именно в них, Толстой достиг впечатляющих результатов и сделал известным свое имя.
Еще в АХ он занялся лепкой рельефов из воска и создал серию небольших (11х11 см),
но выразительных портретов (А. Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого, автопортрет и
др.), а также рельефов на античные темы ("Триумфальный въезд Александра Македонского в
Вавилон", 1809, и др.). Успехи его были замечены, и в 1810 г. он получил назначение на
петербургский Монетный двор для создания медалей. Толстой в совершенстве изучил и эту
специальность, требующую умения на крохотном поле символически передать важную идею,
а также владения трудоемкой и сложной техникой. Опыт, приобретенный на Монетном дворе,
пригодился Толстому при создании одного из лучших его произведений - серии из 21
медальона, посвященной Отечественной войне 1812-14 гг. На дисках диаметром 16 см были
запечатлены в аллегорической форме наиболее важные события этой войны. Медальоны
были сделаны из воска на аспидных досках и позднее отлиты в гипсе. Другим капитальным
произведением Толстого стала серия иллюстраций к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька",
перелагающей миф о любви Амура и Психеи (1820-е - начало 1830-х). В этом строгом и
поэтичном творении, выполненном уверенной рукой мастера, отрази лось его увлечение
античностью. Все 67 рисунков он повторил в гравюре резцом, для чего безукоризненно
овладел новой для него техникой. Превосходных результатов Толстой достиг даже в силуэте
- технике, распространенной главным образом среди любителей и почти не принимаемой
всерьез профессионалами. Она послужила ему для создания сложных сцен народной и
армейской жизни, а также батальных эпизодов Отечественной войны.
Редкостное разнообразие творческих интересов отличало Толстого всю жизнь. Уже
немолодым человеком, в 1838 г., он сочинил балет "Эолова флейта" - написал либретто,
исполнил эскизы костюмов и более 60 рисунков, в которых определял хореографию балета; а
через четыре года сочинил второй балет - "Эхо". Но, к сожалению, ни один из них не был
поставлен на сцене. Толстой был энциклопедически образованным человеком, к тому же
всем, за что он брался, стремился овладеть досконально, во все вносил нечто свое:
изобретал рецепты новых красок и клеев, употреблял оригинальные технические приемы и
усовершенствования.
Долгий жизненный путь Толстого вполне благополучен. В 1828 г. он стал
вице-президентом АХ, в 1842-м - профессором по медальерной части, в 1849-м - еще и по
скульптуре, а в 1859-м - товарищем (то есть заместителем) президента. К концу жизни он,
правда, начал слепнуть, потом совсем потерял зрение, но и тогда оставался таким же
деятельным, мыслящим и привлекательным человеком, каким его знали с молодых лет.
|