ТРУБЕЦКОЙ Павел (Паоло) Петрович
Князь П. П. Трубецкой, проведший в России в общей сложности всего около десяти
лет, прочно вошел в историю русского искусства как скульптор-импрессионист, автор ряда
камерных портретов, жанровых статуэток и конного памятника императору Александру III.
Сын русского князя и американки с восьмилетнего возраста начал лепить под
наблюдением итальянского художника Д. Ранцони. Юношей он занимался в студиях
скульпторов Дж. Гранди, Д. Баркальи и Э. Баццаро, но систематического художественного
образования так и не получил. Когда в 1897 г. Трубецкой приехал в Россию, он был уже
известен как автор нескольких скульптурных портретов, анималистических статуэток,
памятника сенатору К. Кадорна в Палланце и как участник выставок в Италии, Франции и
США. В 1898- 1906 гг. он преподавал скульптуру в МУЖВЗ. Молодые ваятели - А Т. Матвеев,
Н. А. Андреев и другие - получили у него уроки мастерства, иные, как, например, В. Н.
Домогацкий, испытали его влияние.
За это время Трубецкой успел создать большое количество произведений, среди
которых лучшие в его творчестве - портреты И. И. Левитана, Л. Н. Толстого, М. К Тенишевой
(все 1899), Ф. И. Шаляпина (1899-1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906); статуэтки из
бронзы либо тонированного гипса - "Московский извозчик" (1898), "Л. Н. Толстой на лошади"
(1900), "Мать и сын", "Девочка с собакой (Друзья)" (обе 1901) и др. Остро и точно схватывая
движение, жест, характер модели, скульптор умел добиться жизненной непосредственности
образа. Талантливый портретист и одновременно наблюдательный анималист, Трубецкой
часто объединял эти два жанра в одном произведении, создавая особый тип
лирически-задушевной скульптурной группы. Такие группы отличаются выразительностью
пластической композиции, экспрессивностью и одновременно мягкостью лепки, живой игрой
светотени и фактурностью поверхности ("Анжелика Трубецкая с собакой", 1911; "О. Н.
Якунчикова на лошади", 1914, и др.).
В 1899-1906 гг. (с перерывами) скульптор работал в Петербурге над конным памятником
Александру III, который был установлен на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) и
открыт, уже в отсутствие автора, в 1909 г. В конце 1930-х гг. памятник был снят и более
полувека простоял в одном из внутренних дворов ГРМ; теперь он установлен на площадке
перед входом в Мраморный дворец. Памятник этот является незаурядным и в определенном
смысле даже уникальным явлением в мировой монументальной пластике: здесь скульптор
пользуется критической заостренностью образа и приемом изобразительного гротеска. В
выразительной группе - неповоротливого, упрямого, словно пятящегося назад коня и
грузного, будто давящего собой не только коня, но и все окружающее пространство
всадника - оказалась запечатленной целая эпоха российской истории, и в этом смысле
памятник представляет собой историческое художественное произведение.
Памятник Александру III вызвал в 1909 г. большой резонанс в прессе и шумные споры
в обществе: одних он ужасал, шокировал, других приводил в восторг.
В 1910 г. Трубецкой был избран почетным членом ТПХВ; помимо этого, являлся членом
Миланской академии художеств и постоянным участником парижского Осеннего Салона.
В 1906-38 гг. он жил в Париже, США, снова в Париже и в Италии. Там он создал ряд
станковых портретов: С. А. Муромцева, О. Родена, А. Франса, Б. Шоу и др. По его проектам
установлены памятники Данте в Сан-Франциско, генералу Отису в Лос-Анджелесе,
композитору Дж. Пуччини в Торре-дель-Лаго, в Италии. Работы Трубецкого находятся в
крупнейших музеях России, Европы и США.
|