ТЫРАНОВ Алексей Васильевич
А. В. Тыранов - один из наиболее одаренных учеников А. В. Венецианова, портретист и
жанрист. Выйдя на самостоятельную дорогу, он не смог противиться моде и различным
жизненным соблазнам и сделался одним из тех, кого Венецианов назвал "потерянными
людьми".
Тыранов родился в семье бедных мещан. В отрочестве писал иконы. В 1824 г. его
работы случайно увидел Венецианов и за "способности необычайные" взял в свою школу
учеником. В венециановском духе написаны "Автопортрет" (1825), "Две крестьянки за
кроснами (Ткачихи)" (1826) и единственный в творчестве Тыранова пейзаж "Вид на реке
Тосне близ села Никольского" (1827), весь пронизанный солнечным светом, тишиной и
умиротворенностью.
Венецианов добился для Тыранова разрешения посещать АХ в качестве
вольнопри-ходящего ученика, пристроил его под покровительство ОПХ, достал билет с
правом посещать Эрмитаж и работать там. За интерьеры "Перспективный вид Эрмитажной
библиотеки" (1826) и "Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца" (1829), решенные в
соответствии с венециановским методом, то есть по всем правилам прямой перспективы и с
учетом освещения в определенное время суток, Тыранов получил сначала малую, а потом
большую золотую медаль. Известность его растет. В 1832 г. АХ присваивает ему звание
неклассного художника. В 1830-40-х гг. Тыранов - самый популярный в Петербурге
портретист, соперничающий только с К. П. Брюлловым. По словам современника, на
выставках "около его картин было такое стечение публики, что не было возможности
проходить мимо". Среди его моделей - писатель И. И. Лажечников, журналист П. А. Плетнев,
художник И. К Айвазовский. В 1836 г. Тыранов идет в ученики к К. П. Брюллову и увлекается
его манерой. Он стремится к внешнему блеску и виртуозной выписанное(tm) деталей, все
более утрачивая искренность и непосредственность живого восприятия ("Портрет А. Н.
Дубельт", 1839; "Портрет неизвестной в лиловой шали", "Портрет Е. П. Ковригиной", оба
1830-х).
В 1839-43 г. Тыранов в качестве пенсионера АХ работал в Италии. Безумно
влюбившись в одну из своих натурщиц, он привез ее в Петербург. Судя по всему, эта
страсть и погубила художника. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, художник
попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не смог. Поздние его
произведения - "Итальянка" (ок. 1851), "Борьба за душу (Ангел, попирающий злого духа).
Аллегория" (1850-е) - безжизненны и нарочито академичны.
В 1859 г., тяжело больной чахоткой, Тыранов уезжает к брату в г. Кашин, чтобы умереть
там.
|