УЛЬЯНОВ Николай Павлович
В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова - как бы в тени. Он не
примыкал к художественным группировкам и держался в стороне от новаторских путей в
живописи. Его дар - дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли он и
соответствовал с неизменным достоинством.
Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику
будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. "Пушкинской серией" и
полотном "Лористон в ставке Кутузова"). Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова:
Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при
училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и
композиционную "формульность" портретов (А. С. Глаголевой, 1911; В. И. Иванова, 1920, -
вплоть до портрета "К. С. Станиславский за работой", 1947). Однако цветовая насыщенность
живописи Ульянова 1910-20-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов.
Художник обнаруживает метафоричность мышления - его интересуют спрессованные
символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности ("Парижская витрина",
1909-11; "Кафе", 1917;"Карусели" и "Качели", 1909-20-е гг.). Пристрастие к резким ракурсам, к
пространственной интриге - например, к мотиву зеркального повтора форм ("Автопортрет с
парикмахером", 1919; "А. С. Пушкин с женой на придворном балу", 1937) - связано с важной
для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. Внимание к
этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга.
Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным
реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество
художника с К. С. Станиславским - от "Драмы жизни" К. Гамсуна (1907) до пьес М. А.
Булгакова "Дни Турбиных" (1925-26) и "Мольер" (1933-36). В советское время именно театр и
работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли
художнику сохранить мастерство и культурную органику.
|