УТКИН Николай Иванович
Н. И. Уткин был внебрачным ребенком сенатора М. Н. Муравьева. В документах же он
числился сыном "недостаточных" родителей, так как мать его, дворовую девушку, выдали
замуж за камердинера И. С. Уткина.
Вскоре после рождения будущего художника семья переехала в Петербург, где в 1785
г. пятилетний мальчик получил "вольную" и был определен в Воспитательное училище при
АХ. Гравировальный класс, в который поступил Уткин, возглавлял известный мастер И.-С.
Клаубер. Именно он выработал в юном воспитаннике твердость руки, умение "тянуть штрих".
Уткин закреплял полученные навыки, гравируя произведения западноевропейских мастеров и
исполнив серию гравюр по гипсовым слепкам с античных статуй. За гравирование серии
"антиков" в 1800 г. был удостоен "аттестата со шпагой" и малой золотой медали, что давало
ему право остаться в АХ еще на три года для выполнения программы на большую золотую
медаль. В этот период художник создал гравированный портрет своего деда Н. А. Муравьева
(1801), который одновременно приходился дедом и будущим декабристам Муравьевым. К
ученическому периоду относятся и два вполне совершенных рисунка: портрет М. Н.
Муравьева (1803), отца художника, выполненный с оригинала Ж.-Л. Монье и
предназначенный для гравирования, а также портрет Александра I (ок. 1801), сделанный с
оригинала П.-Э. Рокштуля.
В 1802 г. за работу "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне", гравированную с
картины А.-Р. Менгса, Уткин был удостоен большой золотой медали, а в 1803 г. отправлен в
Париж в качестве пенсионера АХ. Пребывание во Франции затянулось более чем на десять
лет. За это время художником была выполнена серия гравюр с картин западноевропейских
мастеров, за которую Парижская академия искусств удостоила его золотой медали, а
Петербургская АХ присвоила звание назначенного.
Возвращению Уткина на родину помешал его арест в 1812 г.: началось вторжение
наполеоновских войск в Россию, и большинство русских, не успевших покинуть Францию,
оказалось в плену. Освобожден из-под стражи художник был лишь в 1814 г., когда русские
войска вошли в Париж. Тогда же в составе государевой свиты посетил он Лондон и лишь
после этого на английском корабле вернулся в Россию.
В Петербурге Уткин поселился на Фонтанке, в доме своих сводных братьев
Муравьевых. Здесь постоянно бывали Н. И. Тургенев, П. Я. Чаадаев, И. Д. Якушкин и другие
будущие декабристы, а также известные литераторы Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, В. А.
Жуковский, П. А. Вяземский, А- С. Пушкин. В этот период Уткин выполнил акварельные
портреты С. И. и М. И. Муравьевых-Апостолов, И. Д. Якушкина, К. Н. Батюшкова.
С 1816 г. художник покинул дом Муравьевых и переехал в квартиру при АХ, так как
получил звание профессора и возглавил гравировальный класс.
Портретная гравюра стала основным видом творчества художника, и в этой области он
был непревзойденным мастером. В 1818 г. он выполнил гравированный портрет Н. М.
Карамзина (с оригинала А. Г. Варнека) для издания "Истории государства Российского",
портрет А. В. Суворова (с оригинала И.-Г. Шмидта), за который был избран советником АХ и
членом Стокгольмской академии. С карандашных оригиналов О. А. Кипренского выполнил
Уткин портреты баснописца И. А. Крылова и знаменитой русской актрисы Е. С. Семеновой
(оба 1816). В 1827 г. с живописного оригинала Кипренского был исполнен и известный портрет
А. С. Пушкина; в конце 1820-х-1830-х гг. созданы портреты А. С. Грибоедова (1829), Г. Р.
Державина (1831), А. С. Шишкова (1832), В. А. Жуковского (1837) и других литераторов и
общественных деятелей. Гравюрам Уткина свойственна творческая интерпретация оригинала,
усиливающая характеристику портретируемого. Его работы отличаются богатством и
разнообразием штриха.
Большое место в творчестве Уткина занимали гравюры для книг. Он делал виньетки к
изданию стихотворений Г. Р. Державина (1831-33), к балладам В. А. Жуковского (1817), к
"Илиаде" в переводе Н. И. Гнедича (1829), к Собранию сочинений М. В. Ломоносова (1840) и
др. В 1817 г. создал 20 гравюр с медальонов Ф. П. Толстого, посвященных Отечественной
войне 1812 г.
Музейная деятельность Уткина составляет особую страницу его биографии. Будучи
хранителем собрания эстампов Эрмитажа в течение сорока трех лет (1817-60), а также
смотрителем музея АХ (1841-54), он занимался систематизацией и каталогизацией их
уникальных графических коллекций.
При этом Уткин не оставлял педагогической деятельности, воспитав плеяду
замечательных русских граверов, среди которых Ф. И. Иордан, К Я. Афанасьев, Е. И.
Гейтман, А. Я. Олещинский и др.
|