УХТОМСКИЙ Андрей Григорьевич
А. Г. Ухтомский вошел в историю русского искусства как мастер классической гравюры
на меди. Он происходил из семьи священника и по традиции должен был пойти по стопам
отца. Однако обнаружившиеся у юноши способности к рисованию определили дальнейший
его жизненный путь. В 1795 г. он поступил в АХ и стал одним из самых способных учеников
немецкого мастера И.-С. Клаубера. Член Парижской и Копенгагенской академий, Клаубер
был приглашен в Россию специально для руководства граверным классом и воспитал целую
плеяду замечательных мастеров, среди них - братья К. В. и И. В. Ческие, С. Ф. Галактионов
и др. После организации в 1799 г. в Петербургской АХ граверно-ландшафтного класса все они
были определены туда "по высочайшему повелению" в качестве граверов. Основной целью,
которую в данном случае преследовали власти, было сосредоточение усилий лучших
граверов на распространении видов российской столицы и великолепных резиденций -
Павловска, Гатчины, Петергофа. Оригиналами для таких листов служила живопись Сем. Ф.
Щедрина, который и был поставлен вместе с И.-С. Клаубером во главе
граверно-ландшафтного класса. Ухтомский проработал под руководством Щедрина около
двух лет. Лучшая из его гравюр - "Вид крепости города Павловска при лунном сиянии" (1800)
показывает, как изменился характер резцовой гравюры на рубеже XVIII и XIX вв. по сравнению
с работами предшествующего периода. Выполнявшиеся не с рисунков, а с живописных
оригиналов, и сами гравюры стали теперь более живописными: мягче и сочнее проработана
фактура поверхности, более нюансированы переходы от светлых участков композиции к
темным.
В 1800 г. Ухтомский окончил АХ с аттестатом 1-й степени и званием классного
художника, тогда же он был избран в "назначенные" за пейзажи пригородов Петербурга,
выполненные по оригиналам Щедрина. После завершения учебы Ухтомский остается
преподавать в граверном классе. В 1808 г. он получает звание академика за портреты четы
Салтыковых с оригиналов М.-Ф. Квадаля. Однако из-за резко ухудшившегося зрения
художнику пришлось отказаться от преподавания. С 1815 г. Ухтомский управлял печатной
палатой в АХ, причем в 1821 г. был удостоен специальной золотой Демидовской медали за
изобретение гравировальной машины. В 1817-31 гг. служил хранителем академической
библиотеки, а с 1831-го вплоть до ухода в отставку в 1850 г. - хранителем музея АХ.
Все это время он много и продуктивно занимался гравированием. Обширное наследие
мастера, насчитывающее более 180 работ, включает гравированные пейзажи и виды,
архитектурные чертежи, портреты, книжные виньетки и иллюстрации, в том числе к атласам
путешествий. Вызывает восхищение разнообразие сложных граверных техник, которыми
свободно владел художник. Кроме классической резцовой гравюры, часто по офортной
подготовке (виды Павловска, Гатчины, Петергофа с оригиналов Сем. Ф. Щедрина; портреты
А. Д. Балашова, М. И. Платова, Д. П. Трощинского и др.), он гравировал акватинтой
("Посещение Санкт-Петербургской Публичной библиотеки императором Александром I",
"Портрет царя Алексея Михайловича" и др.), карандашной манерой (портреты Александра I,
Д. И. Хвостова, А. Л. Нарышкина, С. А. Тучкова 2-го и др.), пунктиром (портреты Ю. Ф.
Лисянского, А И. Мусина-Пушкина, М. С. Воронцова, адмирала В. Я. Чичагова и др.).
Использовал Ухтомский и комбинированные техники. В целом же отмеченное высоким
художественным уровнем творчество Ухтомского знаменует один из последних периодов
подъема, переживаемого русской классической гравюрой на меди в начале XIX в.
|