УШАКОВ Симон (Пимен) Федорович
С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать
представление о последнем периоде искусства Московской Руси. И его творчество, и сама
его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине
XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения приводит к серьезным
переменам в понимании и трактовке иконописного образа. Особенно отчетливо эти новшества
выразились в деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возникшая
при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она уже в середине
столетия превращается в большую художественную мастерскую, куда стягиваются лучшие
иконописцы из разных городов Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные
мастера. Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и жилых
помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных бытовых предметов.
В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его
работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и
миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и
сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для
Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет
множество учеников и последователей, среди которых особую известность получили Тихон
Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для
создания иконописного образа.
Свой новый взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в написанном им не
позднее 1667 г. "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается свойствами
зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желает уподобить ему
живописный образ. Следуя этому стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей
(мелких, едва заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой) применять
светотеневую моделировку в трактовке ликов. Он часто пишет изображения Спаса и
Богоматери, демонстрируя свое умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть
округлость подбородка, припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо
Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича,
пытаясь передать его портретные черты. Известно, что Ушаков писал парсуны. В
изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной
перспективы. В качестве образца для фонов икон художник порой пользуется
западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он
повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в.
Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же касается понимания иконописного образа в
целом, то мастер остается в рамках средневековых представлений. (Двойственный характер,
присущий его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих иконописцев -
таких, например, как Эммануил Тзанес.)
В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения,
сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся документов известно, что с
1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. -
жалованным изографом Оружейной палаты. Сведения о "роде иконописца Симона Федорова
сына Ушакова" содержатся в рукописном синодике московской церкви Грузинской
Богоматери. Из дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы,
хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них - повторения прославленных русских святынь:
образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской
(оба 1668) и др.
Известны также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры
к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".
|