ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович
Ф. А. Васильев был добрачным сыном мелкого чиновника. Семья постоянно
бедствовала, и уже с двенадцати лет мальчик начал сам зарабатывать на жизнь - был
почтальоном, писцом, затем нанялся в услужение к реставратору картин художнику П. К.
Соколову. Любовь к рисованию проявилась у Васильева еще в раннем детстве, был он
знаком и с техникой масляной живописи. В 1865 г. ему удалось поступить в Вечернюю
рисовальную школу при ОПХ. К моменту окончания учебы (1867) Васильев уже познакомился
с рядом художников и стал своим в их среде. Особенно близкими были отношения с И. Н.
Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с И. И. Шишкиным, с которым он постоянно
работал на натуре. Трудился Васильев самозабвенно, делая бесконечные этюды и
зарисовки, пытливо изучая природу. Талант его развивался необычайно быстро, уже в 1868 г.
он исполнил вполне зрелые картины "Деревенская улица", "После грозы", "Возвращение
стада", в которых отчетливо проступало тяготение художника к лирическому восприятию
природы и более красочной, чем до сих пор, ее передаче. Четырехмесячная поездка летом
1870 г. на Волгу, предпринятая с молодыми тогда художниками И. Е. Репиным и Е. Е.
Макаровым, принесла массу новых впечатлений. После поездки Васильев написал несколько
картин, среди которых выделялся ставший популярным "Вид на Волге. Барки" (1870), да и
впоследствии не раз возвращался к волжским темам.
1871 г. оказался поворотным в судьбе Васильева. В начале этого года он в течение
одного месяца написал знаменитую "Оттепель". Картина сразу привлекла внимание - не
только зрелым мастерством автора и необычным для того времени выбором мотива, но и
впервые так сильно проявившимся в ней настроением смутной тревожности и унылой
безнадежности. Вместе с картиной А. К. Саврасова "Грачи прилетели", по странному
совпадению написанной и показанной в том же году, она справедливо воспринималась
современниками как историческое событие в русской пейзажной живописи. ОПХ удостоило
Васильева за эту картину первой премии, для царского двора было заказано ее повторение.
Васильев вдруг сделался знаменитым. Но именно в пору работы над картиной он тяжело и
безнадежно заболел: запущенная простуда спровоцировала наследственный туберкулез. В
Петербурге ему оставаться было нельзя, и он летом того же года вместе с матерью и братом
уехал на юг сначала на Украину, потом в Крым, в Ялту. Дорогу и пребывание в Крыму ему
оплачивало ОПХ, правда, в долг, который он обязан был погасить своими картинами.
Васильев не сразу свыкся с новой обстановкой. Крым казался ему настолько чужим,
что он стал работать, вдохновляясь воспоминаниями о недавнем прошлом, о природе
Центральной России, по которой тосковал. Так родилась еще одна его выдающаяся картина
- "Мокрый луг" (1872). Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе
зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников
свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и, более всего, исходящим от нее
ощущением неясной томительности. Картина получила премию ОПХ. Через некоторое время
Васильев взялся и за изображение Крыма, понемногу проникаясь своеобразием его
природы. Первые попытки были неудачными, но уже картина "В крымских горах" (1873)
оказалась значительным произведением, открывающим новые перспективы перед
художником. Однако жизнь его угасала - он умер осенью того же года, двадцати трех с
половиной лет. Сделанного им хватило, чтобы попасть в ряд крупнейших мастеров русской
пейзажной живописи.
|