ВИЛЛЕВАЛЬДЕ Богдан (Готфрид) Павлович
Б. П. Виллевальде, получивший художественное образование в Петербургской АХ
(1838-42), своим поприщем избрал батальный жанр - очень почетный в эпоху Николая I.
Навыки живописи такого рода он усвоил у своего учителя, А. И. Зауервейда. Всю жизнь
Виллевальде писал эффектные большие картины, посвященные историческим победам
русского оружия, а также официальным событиям - торжественному открытию памятника
"Тысячелетие России" в Новгороде или въезду императора Александра II в Москву для
коронации. Все же ему удалось и слегка подновить батальный жанр. Он гораздо чаще, чем
было принято до тех пор, обращался к современности или самой близкой истории; так, он не
раз запечатлевал события трудно и долго тянувшейся кавказской войны (1817-64). Следуя
общей тенденции своего времени и, очевидно, собственной склонности к бытовому реализму,
художник старался по мере сил преодолевать помпезность и парадность. Он часто выезжал
на места боевых действий, набираясь впечатлений, необходимых для правдивого
изображения реальности. От широких картин сражений Виллевальде довольно охотно
переходил к воссозданию мелких, частных эпизодов, позволяющих пристальнее
вглядываться в происходящее ("Эпизод из русско-венгерской войны", 1872; "Сражение при
Быстрице", 1881; "Батальный этюд", "Голова военного", обе 1880-е, и др.). В последние два
десятилетия жизни Виллевальде фактически преступил границу батального жанра в серии
небольших полотен, посвященных походу русской армии в Западную Европу в 1813-15 гг.;
здесь он с сочувствием и порой с незатейливым юмором живописал взаимоотношения,
складывавшиеся между русскими солдатами и местными жителями.
|