ВИРСАЛАДЗЕ Симон (Солико) Багратович
Осваивать свою будущую профессию театрального художника С. Б. Вирсаладзе начал
в Тифлисской академии художеств (1926- 28), продолжил в московском Вхутеине (1928-30) и
завершил в Ленинграде в ИНПИИ (1930-31). Рано определилась его приверженность к театру
музыкальному, и особенно к балету, которым он увлекался с детства. Самостоятельную
работу Вирсаладзе начал в Тифлисе, где оформил в Театре им. 3. П. Палиашвили балет
"Сердце гор" А. М. Баланчивадзе (1936). Но в 1937 г., спасаясь от политических репрессий,
художник переехал в Ленинград, который стал его второй родиной - творческой.
Спектакли, оформленные им в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова ("Лауренсия" на
музыку А. А. Крейна, 1939; "Весенняя сказка", 1947, "Лебединое озеро", 1950 и "Спящая
красавица", 1952, П. И. Чайковского, и др.) и в Малом оперном театре (балеты "Шехеразада"
Н. А. Римского-Корсакова, 1950; "Семь красавиц" К. Караева, 1953; "Корсар" А. Адана,
1955), завоевали ему авторитет крупного мастера и видное место в искусстве и
художественной жизни Ленинграда. В 1945-62 гг. Вирсаладзе был главным художником
Театра им. С. М. Кирова. Все же вынужденное подчинение господствовавшим
консервативным догмам сильно стесняло его творчество. Подлинные возможности
сценографа раскрылись лишь в середине 1950-х гг., когда он принял участие в постановках
балетмейстера-новатора Ю. Н. Григоровича - "Каменный цветок" на музыку С. С. Прокофьева
(1957) и "Легенда о любви" А. Д. Меликова (1961). В них Вирсаладзе, опираясь
преимущественно на творчески воспринятую и активно переработанную традицию мастеров
"Мира искусства", выступил как смелый реформатор в балетной сценографии. Острое
своеобразие замыслов, оригинальность скупых пространственных решений, исключительная
красота и эмоциональная выразительность цветовых гамм, отличающие эти работы, оказали
сильное влияние на многих художников. В середине 1960-х гг. Вирсаладзе вернулся в
Тбилиси, но лучших результат ов по-прежнему добивался, оформляя спектакли Ю. Н.
Григоровича (теперь уже на сцене Большого театра в Москве): "Спящая красавица" (1963,
1973) и "Щелкунчик" П. И. Чайковского (1966), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1968), "Иван
Грозный" на музыку С. С. Прокофьева (1975)и др.
|