ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич
И. Я. Вишняков был учеником Л. Каравакка, французского живописца, приглашенного
Петром I в Россию. В 1730-е гг. работал в "живописной команде" Канцелярии от строений под
руководством А. М. Матвеева, место которого занял после его преждевременной смерти в
1739 г. Из обширного наследия Вишнякова до нас дошли лишь некоторые портреты.
Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную
среду, как его современники И. Н. Никитин или А. М. Матвеев, поэтому традиции русского
искусства еще допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми
для России западноевропейскими принципами. Вишняков знает об анатомии, но спокойно
идет на нарушение ее правил, как в знаменитом "Портрете Сарры Элеоноры Фермор" (ок.
1750); ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную
дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермера чрезмерно длинными руками.
Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это совершенно необходимо,
но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность
("Портрет Сарры Элеоноры Фермор"; "Портрет императрицы Елизаветы Петровны", 1743;
"Портрет Вильгельма Георга Фермора", вторая половина 1750-х). Он знает, что узоры на
одежде должны следовать за ее складками, но тяга к декоративности побеждает, и
растительный узор и цветы на костюмах его персонажей распускаются зачастую как бы
поверх складок, не желают полностью подчиняться их изгибам (портреты С. С. и М. С.
Яковлевых, ок. 1756; И. И. Коцарева, до 1759, и др.).
Вишняков - мастер психологической характеристики. Он внимательно изучает и тонко
передает лица своих персонажей. Но и костюмы, в которые они облачены, эти изумительные
костюмы XVIII столетия, с их тканями различных расцветок и фактур, с их тончайшими
вышивками и кружевами, узорами и складками, создающими сложный и изысканный ритм,
важны для Вишнякова-живописца ничуть не меньше. Изображая их, он может в полной мере
реализовать свой колористический и декоративный дар. Даже руки, столь значимые для
большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма,
подчиняются общему ритму, прячутся в складки.
Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и
декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из
темного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. Он относится к числу тех
редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых
утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность - с непосредственностью
восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор - одетой во "взрослое" платье
очаровательной девочки с непомерно длинными руками - стал своеобразным символом всего
русского искусства середины XVIII столетия.
|