ВОЛОШИН (Кириенко -Волошин) Максимилиан Александрович
Творчество М. А. Волошина универсально. Он проявил себя и как самобытный
художник, и как поэт, переводчик, художественный и литературный критик. Интеллигенция
России в первой трети XX в. имела в его лице уникального вестника, так сказать осмыслителя
всех основных современных идей, явлений и тенденций в искусстве и литературе Европы и
России. Дом Волошина, построенный им в 1903 г. в Коктебеле, на восточном берегу Крыма,
был центром притяжения для русской творческой интеллигенции того времени.
В собственном художественном творчестве Волошину удалось возродить традицию,
уходящую корнями в японскую пейзажную гравюру, - новыми выразительными средствами
воссоздать в акварели жанр пейзажа-медитации.
Хотя Волошин около двух лет учился в Московском университете (1897-99), свои
удивительно разносторонние знания он получил самостоятельно, в 1900-х гг. углубленно
занимаясь в библиотеках Европы, слушая лекции в Сорбонне, путешествуя. В Париже он
берет уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.
В годы ученичества Волошин стремится максимально расширить круг знакомств, он
учится у всех. Он находится в центре художественной и интеллектуальной жизни Парижа и
Петербурга. Среди важных знакомств тех лет - встреча с тибетским хамбу-ламой А.
Доржиевым, теософами А. Р. Минцловой и А. Безант, антропософом Р. Штейнером.
С 1903 г. Волошин печатает свои репортажи в журнале "Весы" и газете "Русь". В
дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов "Золотое руно", "Аполлон",
газет "Русская художественная летопись", "Утро России" и др. Общий объем его статей,
которые и сейчас не утратили своей ценности, составляет не один том.
Период ученичества закончился в 1907 г., когда тридцатилетний Волошин, пройдя
трудную школу враждовавших друг с другом столичных идей (хотя он никогда не участвовал
в каких бы то ни было раздорах), принимает решение об отъезде в Коктебель.
С 1910 г. он много работает над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С.
Голубкиной, М. С. Сарьяне, защищает в прессе художественные объединения "Бубновый
валет" и "Ослиный хвост". В 1912 г. в связи с нашумевшим покушением на картину И. Е.
Репина "Иван Грозный и сын его Иван" Волошин выступает против натурализма в искусстве,
против изображения насилия. В 1913 г. выходит его брошюра "О Репине", и редакции
большинства журналов закрываются перед ним. Общественность восприняла его
выступление как личный выпад против Репина - мэтра и академика, почитаемого публикой.
Однако в 1914 г. выходит книга статей Волошина о культуре "Лики творчества". В 1916 г. он
работает над монофафией о В. И. Сурикове - одной из лучших книг о художнике по силе
проникновения в суть его творчества.
С годами в жизни Волошина все большее место занимает живопись. С лета 1913 г. он
осваивает технику темперы, в 1914-м пишет первые этюды акварелью: "Испания. У моря",
"Париж. Площадь Согласия ночью" и др. В июле 1914 г. едет в Швейцарию - в Дорнах, под
Базелем, где принимает участие в строительстве антропософского храма Ге-теанума.
Еще одним важным фактом смелости и честности гражданской позиции Волошина
является его письмо (1914) военному министру России с отказом от военной службы и
участия в кровавой бойне Первой мировой войны по причине несовместимости призвания
поэта и художника с насилием над человеком.
Он давно предвидел, что России суждено первой ступить на путь великого испытания,
и поэтому принял Октябрьскую революцию без паники, мудро, сострадательно, с
готовностью помочь каждому, кто нуждается в поддержке, - независимо от его политических
убеждений. Так, не раз в Коктебеле в своем доме он укрывал от преследования и белых, и
красных, не питая ненависти ни к кому. Еще в начале 1917 г. Волошин выступил с проектом
создания Всероссийского союза художников в статье "Гильдия Святого Луки", в которой звал
художников перед грядущим испытанием объединиться на принципах доброй воли, чтобы
культура могла противостоять надвигающемуся хаосу.
Дом Волошина, завещанный впоследствии Союзу советских писателей, являлся
местом, куда стекалась литературная и художественная молодежь, где она получала
понимание хозяина и мощный творческий импульс. Очень тонко и мягко Волошин умел найти
ключик к каждому, ненавязчиво помочь ему, направить талант к светлому и доброму. Игра,
театр, добрые шутки, шумные сборища и уединенные вечерние беседы с хозяином - такова
неповторимая атмосфера волошинского дома. В солнечной колыбели уютной коктебельской
бухты только слепой и глухой от рождения мог не взяться за кисть или перо.
Каждая акварель Волошина - а он часто дарил их своим друзьям и даже не очень
близким людям - несет частицу света, мудрости и любви. Создавая их на протяжении многих
лет, художник размышлял о соотношении четырех стихий: Земля, Вода, Воздух и Огонь
(Солнце, звезды), о глубинном смысле Космоса. Почти каждый реальный или фантастический
пейзаж увиден как бы с точки зрения Творца, поэтому стихии в акварелях Волошина - море,
холмы, небо, облака, - сохраняя свою плотность и "фактуру", светопроницаемы и светоносны
("Два дерева в долине. Коктебель", "Пейзаж с озером и горами", оба 1921; "Розовые
сумерки", "Холмы, иссушенные зноем", оба 1925; "Лунный вихрь", "Свинцовый свет", оба
1926, и др.).
|