ВОРОБЬЕВ Максим Никифорович
М. Н. Воробьев был сыном солдата, дослужившегося до чина унтер-офицера, а после
отставки нанявшегося смотрителем в АХ. Здесь и получил образование будущий художник: в
1798 г. он был зачислен в архитектурный класс, которым руководил Ж. Б. Тома де Томон, а
закончил АХ в 1809 г. по классу пейзажной живописи. Жизнь Воробьева сложилась
благополучно: в 1814 г. он стал академиком, в следующем гоДу начал преподавать, в 1823 г.
получил звание профессора, а в 1843-м - заслуженного профессора. Он воспитал несколько
десятков учеников, среди которых было немало отличных пейзажистов (И. К. Айвазовский, А
П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио, Г. Г. и Н. Г. Чернецовы и др.); при этом и сам всю жизнь не
оставлял кисти.
Воробьев писал городские и морские пейзажи, архитектурные памятники и виды
природы, а порой и эпизоды войны. Он много ездил по России, неоднократно бывал за
рубежом и по впечатлениям от поездок создавал новые произведения. В 1813-14 гг.
художник побывал с русскими войсками в Западной Европе; результатом поездки стало его
полотно, изображающее торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в
Париже по случаю победы. Немного позднее исполнил серию превосходных видов Москвы,
главным образом писал Кремль.
Широкую известность принесли Воробьеву картины, созданные после поездки на
Ближний Восток (1820-21): "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме" (1822),
"Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме" (1824), "Внутренний вид Армянской
церкви в Иерусалиме" (1820-е) и др.
В конце 1820-х гг. художник посетил и театр военных действий на Дунае. По сделанным
во время поездки наброскам и зарисовкам были написаны великолепные по колориту
пейзажи: "Босфор", "Берег моря близ Варны" (оба 1829).
Картины Воробьева неизменно пользовались успехом у публики и критиков, многие из
них ему приходилось повторять для заказчиков. Все же самая ценная часть наследия
художника - петербургские пейзажи, созданные в основном в пору его творческого расцвета,
в 1820-30-е гг.
Романтический образ Петербурга с его прохладной красотой предстает в пейзажах
"Закат солнца в окрестностях Петербурга" (1832), "Набережная Невы у Академии художеств"
(1835), "Лунная ночь в Петербурге" (1839), "Постройка Исаакиёвского собора",
"Петропавловская крепость" (оба 1830-х) и др. Живописец-романтик, он сумел воспринять
город по-новому - в единении с динамичной жизнью природы, с изменчивым состоянием
атмосферы и освещения. Влияние его живописи испытали многие русские художники.
|